Обзор личностно-ориентированных технологий Особенности личностно-ориентированного урока
Личностно-ориентированные технологии: Технология полного усвоения знаний (М.В.Кларин) Технология разноуровнего обучения Технология коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин) Технология модульного обучения
Технология полного усвоения знаний Рабочая гипотеза: Способности ученика определяются не при усредненных условиях, а при оптимально подобранных для данного ребенка
Общая установка: Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при рациональной организации учебного процесса
Должен быть точно определен критерий полного усвоения курса и какие результаты должны быть достигнуты всеми Категории целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка
Технология разноуровнего обучения Основные принципы: - всеобщая талантливость - взаимное превосходство - неизбежность перемен
Овладение программным материалом в разных группах: - минимальный уровень (гос.стандарт) - базовый - вариативный (творческий)
Дифференциация обучения 1. Классы однородного состава с начального этапа обучения 2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене для раздельного обучения на разных уровнях по разным предметам 3. Профильное обучение в основной школе и в старших классах
Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения») Парная работа:
Преимущества технологии: - совершенствование навыков логического мышления - формируется адекватная самооценка своих возможностей - каждый работает в индивидуальном темпе
Технология модульного обучения Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся задач Дидактическая цель формулируется для каждого обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знаний, но и на уровень усвоения.
Личностно-ориентированные технологии позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Происходит личностное включение школьника в процесс обучения, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются
Особенности личностно-ориентированного урока Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания, которое подлежит усвоению.
Требования к уроку: 1) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. 2) Стимулирование учащихся к высказываниям. 3) Оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. 4) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы. 5) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу. 6) Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. Активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения.
Схема учебного занятия: 1) Проверка итогов предыдущей работы. 2) Презентация нового материала. 3) Практика под руководством учителя. 4) Независимая самостоятельная практика обучаемых. 5) Самоконтроль и самооценка результатов работы. 6) Подведение итогов учебного занятия. 7) Информация о домашнем задании. 8) Специальное повторение. 9) Контроль усвоения знаний учащимися.
Спасибо!