МОУ «СОШ №42 г. Белгород» Организация духовно – нравственного развития и воспитания на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности посредством проблемного обучения
Цель мастер-класса: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания развития посредством проблемного обучения, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения.
Качественное усвоение знаний Развитие интеллекта, творческих способностей Воспитание духовной, Нравственной личности
Процесс освоения общечеловеческих ценностей, осуществляемый на уроках православной культуры, состоит из следующих этапов: 1. Встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме. 2. Диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания. 3. Нахождение общих точек соприкосновения по духовно-нравственным вопросам и проблемам. 4. Обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, мировидения. 5. Совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ: 1. Метод реконструкции благодаря информационной насыщенности и структурированности этических занятий позволяет воссоздать культуры, эпохи, мировоззрения людей, произведения в адекватном виде. 2. Метод проживания с помощью активизации чувств, воображения, фантазии, интуиции, образного мышления помогает полученные знания и факты прочувствовать, пережить. 3. Метод рефлексии на основе аналитического сопоставления и интерпретации текстов создаёт предпосылки для осознанного, критического и конструктивного отношения к получаемым сведениям. 4. Метод сотворчества подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, когда они в соответствии с общими целями и задачами обоюдными усилиями создают образовательные продукты (тексты, исследовательские работы, проекты, театрализованные постановки и т.д.)
1. Участие во Всероссийской VI заочной многопрофильной олимпиаде ПСТГУ «Аксиос». 2. Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» (художественное слово, художественное творчество), Международный конкурс «Православная Пасха» » (художественное слово, художественное творчество, олимпиада). 3. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся - Портфолио («История и роль русского народного костюма в жизни человека (на примере Белгородской)»). Издательский дом «Первое сентября».
Основополагающие принципы воспитательной работы: 1. «Дойти до каждого». 2. «Добровольное участие». 3. «Принцип горы». 4. «Принцип открытых дверей». 5. «Уважай личность ребенка».
Участие в социальных акциях и проектах: «Помощь детскому дому». «Молодежь против СПИДА». «Скажи наркотикам – Нет!» «Мы за чистый город!» «Ветеран живет рядом». «Дети детям».
Праздники духовно-нравственной направленности Праздники, связанные с народными, православными традициями
Прием «Задание по кругу». Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует формированию нравственных убеждений «как жить?», «для чего жить?», самостоятельности суждений.
Прием «Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными». С помощью данного вида задания развиваются познавательный интерес, логическое мышление и творческие способности учащихся, учащиеся отбирают необходимую информацию из предлагаемого учителем, дают собственную оценку явлениям, понятиям.
Прием «Двойные дневники». Этот приём направлен на формирование общеучебных метапредметных умений и навыков.
"Доброта - это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки". "Сохрани достоинство - возродится и культура, и экономика, и государственность, и величие России". "Да, у России великое будущее, мы поднимаемся из этих духовных руин…" "Патриотизм - это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества". "Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести".
1. Люби людей — и ближних, и дальних. 2. Твори добро, не видя в том заслуги. 3. Люби мир в себе, а не себя в мире. 4. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам. 5. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им! 6. Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух. 7. Будь совестлив: вся мораль в совести. 8. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
«Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Давайте будем людьми СЧАСТЛИВЫМИ!».