ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5-7 классах Кулакова Г.Н.МОУ СОШ №117 г.Волгоград.
Актуальность опыта Актуальность технологии заключается в том, что не осознается, не отрабатывается теоретическая база, без которой правила работать не будут. Среди многочисленных факторов, которые доказывают актуальность описываемого опыта (использование таблиц и схем), прежде всего необходимо указать следующие возможности:индивидуализация работы учащихся на этапе повторения, контроля учебного материала; интенсификация учебной деятельности (меньше времени тратится на решение организационных проблем и как следствие увеличивается объём работы, выполняемой учащимися);ориентация на личность учащегося.
Степень новизны оригинальность системы обучения правописанию: нет громоздкой системы формулировок правил правописания (они заменены системой логико- структурных схем и таблиц, которые вмещают целый блок правил - обобщенных, свернутых и программирующих умственные действия необходимые для решения той или иной задачи правописания).разработана технология сверхмногократного повторения с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной, которая приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.
Теоретически обосновать, а затем практически апробировать обучение орфографии, используя лаконичную зрительную опору в виде схем и таблиц, способствующих лучшему усвоению материала. Основные задачи работы : ликвидировать пробел между теоретической наработкой учебного материала и его практической реализацией посредством совместной деятельности учителя и учащихся; используя опорные конспекты, активизировать мыслительные навыки обучающихся и повысить их орфографическую грамотность; научить учащихся самостоятельно и продуктивно применять полученные навыки на разных этапах обучения.
Опорный конспект? Это оперативно-логическое изложение теоретического материала посредством схем, таблиц, рисунков, сигнальных знаков и т.п.
Опорные конспекты Многократное повторение- одна из особенностей методической системы Шаталова. Еще одна особенность его системы- систематический контроль каждого ученика на каждом уроке, что побуждает готовиться к каждому уроку- это значительно сокращает пробелы в знаниях.По свидетельству психологов, до 50% всей информации человек получает через зрительный канал; ОК как раз и являются такой зрительной опорой, которая делает речь ученика более свободной, связной и грамотной. Обычный «безопорный» устный ответ ученика усложняется тем, что ему нужно одновременно припоминать и озвучивать материал, а ОК позволяет разделить эти мыслительные операции, что делает ответ значительно легче.
Условия работы с ОК-схемами: Построение схем и таблиц невозможно без глубокой и тщательной проработки изучаемого материала.Схема должна быть максимально проста, доступна для оперативного построения.Построение должно происходить на глазах учеников, следуя логике объяснения.В минимуме знаков и символов должно содержаться максимум информации или элементов, побуждающих к самостоятельной познавательной деятельности.
Условия работы с ОК-схемами: ОК изготавливается как для всего класса, так и индивидуально для каждого ученика. С первого занятия необходимо разъяснять смысл каждого знака, символа, логику прочтения ОК. Следить, чтобы при воспроизведении ОК обязательно шло словесное объяснение материала темы. При опросе домашнего задания можно попросить ученика воспроизвести материал всей темы, объяснить тот или иной элемент ОК.
Схема.Правописание ы - и после Ц
Особый вид ОК – таблицы. Они в большей степени направлены на самостоятельную работу с учебной и дополнительной литературой. Эффективность таблиц заключается в том, что они позволяют систематизировать материал, представить его в сжатом, тезисном виде, провести сравнение.Таблицы могут быть:- сравнительные;- хронологические;- информационные;статистические и др. Для работы с таблицей учитель либо сам дает вопросы для сравнения, либо, усложняя задание, просит составить вопросы самостоятельно.
Правописание разделительных ъ ь
Составление таблицы Н и НН
Область применения опорных конспектов для изучения нового материала; для закрепления и совершенствования знаний;для контроля в устной, письменной или компьютерной формах; для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при подготовке к нему; как алгоритм;как вид домашнего задания;
Результативность: Применение данных технологий способствует :более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его;высокой усвояемости материала в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребенка; тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал; увеличению объема практической работы на уроке.
Результативность: Использование данной технологии позволило добиться 100% успеваемости по предмету и ежегодные призовые места в районных олимпиадах, конкурсах по предмету. Качество знаний учащихся за последние четыре года по русскому языку составило :