Разработка модели дистанционного курса Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 900igr.net
Зачем нужно дистанционное обучение? Зачем нам нужно дистанционное обучение в нашей школе для нас и наших учеников? Зачем мне нужно дистанционное обучение? (С) Никуличева Н.В., 2012
Слушатели дистанционного обучения сельские жители, спортсмены, артисты, кочевники и другие лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования, совмещать учебу с работой и др.; инвалиды, раненые и другие лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях; талантливые личности, имеющие возможность изучить образовательную программу в сжатые сроки; специалисты, нуждающиеся в переподготовке и повышении своей квалификации; лица, желающие получить образование за рубежом или иностранные граждане, желающие получить образование в России; лица, проходящие службу в рядах Вооруженных Сил России; осужденные и персонал исправительных учреждений и др. (С) Никуличева Н.В., 2012
преподаватели, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, но имеющие возможность вести дистанционное обучение; преподаватели, имеющие маленьких детей; преподаватели, вынужденные ухаживать за больными родственниками и большую часть времени находиться дома; преподаватели, работающие в нескольких местах; преподаватели, находящиеся на пенсии; преподаватели, проживающие в других городах или далеко от места работы. Преподаватели дистанционного обучения (С) Никуличева Н.В., 2012
Очное обучение - полноценный учебный процесс Диалог, полилог (С) Никуличева Н.В., 2012
Дистанционное обучение - полноценный учебный процесс Диалог, полилог (С) Никуличева Н.В., 2012
Если хотите иметь то, чего никогда не имели, нужно делать то, чего никогда не делали! Коко Шанель (С) Никуличева Н.В., 2012
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) (Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с. Терминология (С) Никуличева Н.В., 2012
ДОТ (согласно Приказу МОН РФ № 137 от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий») - «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» E-learning (M-learning, U-learning и т.д.): использование ИКТ и Интернет-технологий в образовательном процессе при всех формах обучения (в очной в том числе), общение педагога и студента в режиме on-line и off-line, обеспечение студента кейсом с необходимым набором учебных материалов для самостоятельного изучения с последующим on-line тестированием Электронное обучение (в сочетании с E-learning) - передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Зачем нужно новое понятие «электронное обучение» вообще, если оно тождественно сейчас просто понятию «обучение»? Терминология (С) Никуличева Н.В., 2012
В Федеральном законе N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" от 28 февраля 2012 г. предлагается определение электронного обучения как "организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса". Терминология (С) Никуличева Н.В., 2012
Приказы и письма МО по дистанционному обучению Инструктивное письмо от 3 июля 1998 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» Инструктивное письмо от 14 сентября 2001 г. № 18-52-960 ин/18-15 «О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях СПО» Приказ № 4452 от 18.12.2002 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ отменены Приказ № 137 от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (С) Никуличева Н.В., 2012
Система дистанционного обучения Проектирование модели ДО Учебный процесс Деятельность педагога ДО Модель системы обучения Система обучения Размещение УМК в оболочке Экспертиза компонентов УМК Деятельность учащихся (С) Никуличева Н.В., 2012
Модели ДО с точки зрения организации учебного процесса Модель А. Распределённый класс. Учебный процесс в режиме реального времени. Очная группа + «удалённые» студенты через видеоконференцию. Модель В. Самостоятельная работа учащихся. Учащихся, работающих самостоятельно, обеспечивают методическими и учебными материалами, программами. Контакты с консультантами института. Модель С. Открытое образование + класс. Использование традиционных материалов (учебники, видео, CD), позволяющих студенту работать в индивидуальном темпе, используя по мере необходимости интерактивные технологии для групповой работы со студентами. (С) Никуличева Н.В., 2012
Модели ДО (проф. Полат Е.С.) Интеграция очного и дистанционного обучения Сетевое обучение Автономные курсы Информационно-образовательная среда Дистанционное обучение и кейс-технологии Дистанционное обучение на базе видеоконференций, интерактивного видео I. II. III. IV. (С) Никуличева Н.В., 2012
ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Базовое обучение - очное Базовое обучение - дистанционно Отдельные виды деятельности - дистанционно Очный краткосрочный курс Очные семинары, обзорные лекции I. (С) Никуличева Н.В., 2012
ИНТЕГРАЦИЯ: базовый курс – очный Очные занятия Занятия в дистанционной форме Виды деятельности Требующие личного контакта Ознакомление с новым материалом Проверка понимания Дискуссии Защита проектов Требующие индивидуализации, поиска и работы с информацией Формирование навыков Подготовка к дискуссии, проектам I. (С) Никуличева Н.В., 2012
ИНТЕГРАЦИЯ: базовый курс – дистанционный I. Занятия в дистанционной форме Занятия в очной форме Виды деятельности Самостоятельное ознакомление с новым материалом Работа с информацией Формирование необходимых навыков Групповая работа Взаимодействие с учителем Семинары Обзорные лекции (С) Никуличева Н.В., 2012
Сетевой курс ДО Курс ДО Электронный учебник Общие сведения о курсе Информационно-справочные материалы Задания (индивидуальные, групповые) Контрольные задания, тесты Личные дела студентов Документация учебного процесса Теле, видеоконференции Текущие объявления Чаты,форумы, эл. почта, блоги, вики Веб-квесты Совместная деятельность учащихся «Портфель ученика» Взаимодействие с учителем II. (С) Никуличева Н.В., 2012
Инструкция для слушателей Источники, глоссарий Контроль Форум знакомств слушателей Документация учебного процесса Доска объявлений дистанционный преподаватель Курс ДО (лекции) Текущий: тест контрольная работа резюме статья ситуационный анализ сравнительный анализ веб-квест консультации on-line Итоговый: круглый стол проектная работа дистанционный урок Средства коммуникаций e-mail форум блоги www вики-вики чат видеоконференция телеконференция ICQ слушатели рефлексия Пример модели сетевого курса ДО (С) Никуличева Н.В., 2012
Инструкция для слушателей Источники, глоссарий Контроль Форум знакомств слушателей Документация учебного процесса Доска объявлений дистанционный преподаватель Курс ДО (лекции) Текущий: тест контрольная работа резюме статья ситуационный анализ сравнительный анализ веб-квест консультации on-line Итоговый: круглый стол проектная работа дистанционный урок Средства коммуникаций e-mail форум блоги www вики-вики чат видеоконференция телеконференция ICQ слушатели рефлексия Блок 1 Блок 3 Блок 2 Блок 5 Блок 4 Пример модели сетевого курса ДО (С) Никуличева Н.В., 2012
5 блоков структуры курса: Блок содержания курса включает лекции, инструкции для слушателей, источники информации, глоссарии по теме курса. Блок контроля содержит различные виды заданий для текущего (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line) и итогового контроля (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок). Организационный блок включает форум знакомств, документацию учебного процесса, текущие объявления по курсу. Блок средств коммуникаций содержит средства для индивидуального и группового обучения (форум, электронная почта, ICQ, вики-вики, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.). Блок подведения итогов включает рефлексию после изучения каждого модуля и в конце курса, а также анкетирование. Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – педагогическую деятельность во время проведения курса, а блок 5 – фиксирование результатов. Структура типового дистанционного курса (С) Никуличева Н.В., 2012
Дистанционное обучение и кейс-технологии КЕЙС Индивидуальные задания Задания для малых групп Консультации Проекты Библиотека, медиатека Форумы Чат Теле, видеоконференции Учебник УММ Методические рекомендации Интернет-технологии Контроль «Портфель ученика» III. (С) Никуличева Н.В., 2012
ВИДЕО Лекции Защиты проектов Семинары, дискуссии Индивидуальные задания Групповые задания Библиотека, медиатека Контроль Форумы ИНТЕРНЕТ Чат блоги «Портфель ученика» IV. Видеоконференция, интерактивное телевидение (С) Никуличева Н.В., 2012
Распространённые сегодня модели дистанционного обучения Интеграция очного и дистанционного обучения. Сетевое обучение (как проведение автономных дистанционных курсов, так и обучение в СДО). Дистанционное обучение с помощью кейсов. (С) Никуличева Н.В., 2012
Результаты опросов преподавателей и слушателей дистанционных курсов: (С) Никуличева Н.В., 2012 Несколько лет подряд среди слушателей курсов ФИРО проводились опросы о плюсах и минусах ДО. Среди явных плюсов внедрения ДО в учебный процесс слушатели курсов выделяют следующие: гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учёбу; индивидуальную учебную программу и график контроля; формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями; самостоятельную систематическую работу с учебным материалом и информационными источниками; формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно; экономическую эффективность (уменьшение материальных затрат на бытовые, транспортные расходы); динамичность ДО (электронная форма позволяет часто обновлять учебный материал); доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т.д.); интерактивное взаимодействие с информационным материалом; возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида. Опрос преподавателей ДО выявил в дополнение к вышеперечисленным плюсам также индивидуальный график работы и выбор различных моделей ДО, наиболее удобных для работы.
Результаты опросов преподавателей и слушателей дистанционных курсов: (С) Никуличева Н.В., 2012 Среди минусов внедрения ДО в учебный процесс слушатели курсов выделяют следующие: психологическая адаптация для восприятия учебного материала затруднена (без личного присутствия преподавателя); отсутствие устной речи (обучающийся больше пишет и читает, чем говорит); при отсутствии навыков по работе с компьютером на уровне пользователя ДО затруднено (требуется дополнительное обучение); зависимость процесса обучения от качества Интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т.д.); медицинские проблемы при сидячей работе за компьютером: страдает зрение, позвоночник, суставы кистей рук. Преподаватели ДО в дополнение к вышеперечисленным минусам назвали также тот факт, что разработка и проведение дистанционных курсов требует больших временных затрат и усилий.
Литература Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО, 2008 Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е.С.; М.: Академия, 2008. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е.С.; М.: Академия, 2009. (С) Никуличева Н.В., 2012
Никуличева Наталия Викторовна Пишите мне: E-mail: [email protected] Задавайте вопросы мне: Консультационная линия "Дистанционное обучение: проблемы и решения" Всероссийского интернет-педсовета http://pedsovet.org/ask/321/ (С) Никуличева Н.В., 2012