МАОУ «Куровская СОШ №6» МАОУ «Куровская СОШ №6» МАОУ «Куровская СОШ №6» Работа с одарёнными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы МАОУ «Куровская СОШ №6» 900igr.net
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 года
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ОДАРЕННОСТЬ - потенциальный талант, а ТАЛАНТ – реализованная одаренность.
Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.
Ниже даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся: 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно знание психологии одарённых учащихся любознательность эрудированность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да, б) нет, они и так хороши, в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень. 2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми? а) да, б) нет, в) в некоторых случаях. 3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей? а) да, б) да при благоприятных обстоятельствах, в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? а) да, наверняка, б) это маловероятно, в) возможно.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности? а) да, б) часто думаю, что сумею, в) да, часто. 6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а) да, это меня привлекает, б) нет, меня это не привлекает, в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? а) да, б) удовлетворяюсь тем, что есть, в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы? а) да, б) нет, достаточно знаний передового опыта, в) нет. 9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то….. а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях, б) махнете рукой на затею, в) продолжаете делать свое дело. 10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а) да, б) не совсем легко, в) болезненно. 11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить? а) не всегда, б) при хорошем настроении, в) в основном стараюсь это делать.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях? а) да, конечно, б) запоминаю только то, что интересно, в) всегда вспомнить не могу. 13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации? а) да, без затруднений, б) в некоторых случаях, в) нет. 14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия? а) уклоняетесь от ответа, б) тактично переносите ответ на другое время, в) пытаетесь отвечать.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то….. а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы, б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили, в) измените свое мнение, если давление будет мощным. 16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы а) средний, б) достаточный, в) оригинальный. 17. Во время отдыха Вы предпочитаете…. а) решать проблемы связанные с работой, б) прочитать интересную книгу по проблеме, в) погрузиться в мир любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если…. а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, б) Вы более или менее довольны, в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты: 49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся.
Технология: личностно-ориентированного обучения Задания: разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Функции учителя: носитель информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Ученик : субъект учебной деятельности. Проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Организация учебного процесса: а) создание в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленение противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) формулирование задач творческого типа, вытекающих из этой проблемы. Формы реализации: групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Например: 5 класс – лингвистическая конференция «Что такое язык? Из чего он состоит?» Задание: Назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Формы работы: индивидуальная работа, обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов. В конце учебного заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с точки зрения всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем: блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Формы работы на уроках литературы: интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. анализ речевых оборотов: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. свобода выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. выбор лучших планов, работ. работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений?
Приёмы, используемые на уроках литературы: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель.
Примеры разноуровневых заданий: По русскому языку Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.) * Задание 1-го уровня • Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском. • Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных. ** Задание 2-го уровня • Выберите слова с безударной гласной в корне, прове ряемой ударением, и напишите их вместе с проверяе мыми словами. • Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова. *** Задание 3-го уровня • Сначала выпишите слова с безударной гласной в кор не слова, проверяемой ударением, подчеркните встав ленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение. • Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.
По литературе Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс Уровень «1» Прочитайте сказ о Левше. Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его. Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок. Уровень «2» Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем? Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей? Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему? Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью? Уровень «3» Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них? Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования? Подготовьте рассказ о писателе.
Задания на развитие мышления Например: Распределите данные слова по группам. Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ). Задания на развитие воображения Например: Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской. Нарисуйте портрет героя. Составьте маршрутный лист «Путь странствий…» Задания на развитие памяти Письмо по памяти. Зрительный диктант. Свободный диктант Задания на развитие внимания например Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль. Какие средства выразительности позволили автору нарисовать… Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты. Задания на развитие познавательной сферы Например: Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи. Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).
«Лингвистическая пятиминутка». Это игра, но одаренным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам (пусть даже для этого отводим 5 минут). Например: Внутренняя антонимичность весьма близких по значению слов: здравница и больница. В обоих заведениях лечатся, однако первое названо в напоминание цели лечения (здоровье), второе же как бы фиксирует исходный момент (болезнь). Однако, если встать на позицию иностранца, не знающего лексического значения этих слов, но способного проинтерпретировать их внутреннюю форму, то получится, что в больницах болеют, а в здравницах здоровеют.
Какой морфемой является ШИ в слове ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ? Шиворот-навыворот - наоборот, совсем не так, как нужно. Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося царскому гневу и опале, сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, т.е. шиворот навыворот (наоборот). Само слово шиворот возникло из шив + ворот, где шив - др.-рус. ”шея”. Поэтому, возможно, ШИ – это корень. Как произошли слова р`ожки и рожк`и? Исходное слово для обоих – рог. Но промежуточные стадии разные. Р`ожки – это маленькие рога, получаем линию: рог – рога(мн.ч.) – р`ожки. Рожк`и же (в смысле макаронные изделия) ведут происхождение от слова рожок – маленький рог. Линия: рог – рожок – рожк`и.
Одной из часто используемых нами технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Разных игровых моделей уроков: «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, Викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. « Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Инсценировки
Интерактивные методы и приёмы помогают результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. сказочных персонажей можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты и др. В основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Цель внеклассной работы с одарёнными детьми По русскому языку – - внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку. По литературе – - расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции.
Формы организации внеклассной работы. 1. Устные и письменные (по способу подачи языкового материала). 2. Систематические(постоянные) и эпизодические (разовые) (по частоте проведения). 3. Индивидуальные, групповые , массовые (по количеству участников).
Виды внеклассной работы: Литературные гостиные. Встречи с местными поэтами. Участие в конкурсе «Певцы родного Подмосковья». Предметные недели. Школьный интеллектуальный марафон. «Старт в науку», «День в науку». «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся. Предметные олимпиады. Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, грамматических сказок, иллюстраций, кроссвордов.
Неделя русского языка .
Научно-практическая программа «Шаг в будущее» 2011 год – «Старт в науку»,Волкова Виктория , участник Смирнова Владлена, 2 место 2012 год - «Старт в науку», Смирнова Владлена, победитель, «День науки», Семёнова Ольга, призёр
Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011уч.год – Русский язык, 2место, 10 класс 2011-2012уч. год – Русский язык, призёр, 7 класс Литература, призёр, 8 класс 2012-2013уч.год – Русский язык, призёр, 8 класс Литература, призёр, 7 класс Литература, призёр, 8 класс
Дистанционная международная олимпиада, ЕГЭ-олимпиады 2011-2012уч.год – 2 человека. ЕГЭ-Олимпиада .Литература. 3человека ЕГЭ-Олимпиада. Русский язык. 2012-2013уч.год - 12 человек . Международная олимпиада по русскому языку. Ковалевская Яна, 5класс – 2 место, Крестников Василий, 8 класс – лауреат. 61 человек. Международная конкурс-игра по русскому языку «Ёж».
Олимпиада – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» Учебный год Количество участников 2011-2012 148 2012-2013 160
«Эра фантастики» 2012 год – Курьянова Юлия, 2 место, «Художественное творчество» 2013 год – Ковалевская Яна, фантастический рассказ «Неожиданное будущее» Татарникова Екатерина, «Художественное творчество»
Результаты ЕГЭ по русскому языку 2010-2011 уч.год - средний балл 65,5 2011-2012 уч.год – средний балл 74,3 ( 3 место в районе)