Методическая и профессиональная компетентность педагога как условие его эффективной деятельности в достижении современного качества образования. (От компетентности учителя к компетентности ученика) МЦ учителей гуманитарного цикла Мищенко В.А. 2011 год
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знания, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Понятие "компетентность” Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью. Понятие "компетенция” традиционно употребляется в значении "круг полномочий”. "Компетентность” же связана с информированностью, авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться термином "компетентность”. Учёные предлагают использовать эти понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание: Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что является заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.
формула компетентности Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделено такие группы ключевых компетентностей: Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Продуктивной творческой деятельности.
Показатель уровня и качества профессиональной деятельности педагога – результативность, соответствующая новому качеству образования. Новое качество образования Гуманистическая развивающая модель образования Разноуровневая система компетентностей в рамках образовательного стандарта Основополагающая задача образовательных областей: Формирование компетентностей – обеспечение стабильной положительной динамики психо-интеллектуального развития личности учащегося, его потребностно-мотивационной сферы через включенность в личностно значимый образовательный процесс
Основополагающая задача образовательных областей: Формирование компетентностей – обеспечение стабильной положительной динамики психо-интеллектуального развития личности учащегося, его потребностно-мотивационной сферы через включенность в личностно значимый образовательный процесс
Компетентностность учащегосяПрофессиональная и методологическая компетентность учителя – способность к решению практических образовательных проблем на основе владения концепциями и теориями Квалификация – уровень соответствия ЗУН педагога нормативным требованиям. Профессионализм – приобретенные способности к выполнению функциональных обязанностей. Методологические знания: Философия образования, педагогическая психология, научно-исследовательские методы в предметной области и их результаты
Включенность в инновационную, исследовательскую, творческую деятельность в процессе решения новых образовательных проблем: апробация, адаптация, модернизация передового опыта Содержательно-технологическое обновление образовательной области. Поиск новых форм организации образовательного процесса. Новый характер отношений ученика и учителя: диалог, сотрудничество, консультирование. Новые средства, формы и способы диагностики результатов обучения и уровня развития учащегося
Формирование компетентностей учащегося Профессиональная компетентность учителя. Уровень компетентности учащегося..
Педагогическая образовательная концепция учителя как показатель его методологической и профессиональной компетентности и результат иннМетодологическая компетентность: Филологическая наука, педагогика, педагогическая психология, философия образования овационной деятельности. Профессиональные знания педагога в области политики и стратеги развития образования и образовательной области. Психолого-педагогическое обоснование образовательной концепции.
Методологические основы профессиональной компетентности учителя: философско-образовательное знание и его основные принципы (гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, интеграция, демократизация и т.д.); основные направления отечественной и зарубежной педагогической психологии (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев); обще – и частнопедагогические теории обучения в современной педагогике (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и т.д.); семиотический подход к языку в отечественной и зарубежной филологической науке; эстетическая теория русской формальной школы в филологии; теория и методика структурального анализа художественного текста (Ю.Лотман); методика декодирования в современных концепциях филологического анализа художественного текста.
Практическое освоение Программы модернизации образовательной системы и образовательной области (Политика в области образования и стратегия его развития): цели и задачи современной школы развития; компетентностный принцип обучения; профилизация: индивидуализация, дифференциация обучения; стандартизация (разноуровневая); деятельностный подход к обучению; работа с динамической моделью языка (текстом); внимание к функционированию языковых единиц и их стилистическим ресурсам; включение новых областей лингвистического знания в школьную практику (Стилистика, Теория текста, Культура речи, Словесность и т.д.); использование речеведческого, лингвистического, лингвостилистического и филологического анализа как основы обучения языку и системообразующий фактор уроков русского языка и литературы; использование ИКТ при формировании компетентностей и отслеживании уровня их сформированности.
Педагогическая образовательная концепция. Язык как первооснова искусства слова и форма существования сознания. Речевая деятельность как детерминант психического развития (сознания) и опосредованная речевая форма существования мышления превращающая язык в средство самопознания, саморазвития и самовыражения личности. Результат образования в логической последовательности: Функциональная грамотность образованность Компетентность культура менталитет.
Цель образовательной области: От языковой компетентности учащегося к его ментальной идентификации, духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.
Задачи образовательной области: Создание образовательного пространства развивающего характера, ориентированного на образовательные потребности учащихся и выстраивание ими личностно-значимых индивидуальных образовательных траекторий, структурирующего универсум современного лингвистического знания в его аксиологической ценности; Изменение потребностно-мотивационной сферы личности учащихся в ходе овладения ими компонентами содержания образовательной области; Обеспечение стабильной динамики психоинтеллектуального развития личности учащегося через содержательно-технологическое обновление образовательной области
Психолого-педагогическое обоснование педагогической концепции учителя-словесника и принципы ее реализации.
Психолого-педагогическая основа образовательной концепции учителя словесника. Педагогический принцип дидактического кольца на содержательном и процессуальном уровне.