Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества у Мастера Гостюхина Светлана Николаевна учитель географии МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс высшая категория
Важная и ответственная процедура в работе мастер-класса: высокий класс мастерства педагога, идея мастер-класса, содержащая признаки инновационности, осмысленность своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенность до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно- образовательному результату.
Для успешного проведения мастер-класса педагогу нужна технология системного реагирования на возникающие проблемы Это позволит предварительно в системе и целенаправленно осмысливать опыт своей деятельности, рефлексировать его на целостной научно-методической основе. Именно такая проработка опыта даст педагогу-практику не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам.
Мастер-класс – уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагога в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства". Но, как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом педагога, она требует беспрестанной "шлифовки" и совершенствования.
«Мастером педагогического труда становится скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». В.А. Сухомлинский
Перед педагогом -мастером стоит целый ряд проблем: Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом лучше сделать это? Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПринцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сочетание теоретико-аналитического и описательно-методического начала в подготовке и проведении мастер-класса; Готовность к теоретико-методическому анализу представляемого опыта; Наличие у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов; Определение практической задачи - адекватные формы и способы представления своего опыта;
Мастер-класс - эффективная форма профессионального обучения педагоговМастер-класс – современная форма для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания
Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для профессионалов - это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками В Мастер-классе педагог рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников
Тематика мастер-классов обзор актуальных проблем и технологий; различные аспекты и приемы использования технологий; авторские методы применения технологий на практике; тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах
В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем
Что дает слушателям мастер-класс?Консультации от практикующих профессионалов; Рекомендации по оптимизации структуры учебного занятия; Обмен опытом с коллегами, испытывающими подобные трудности; Новые профессиональные связи и знакомства; Конкретные ответы на актуальные вопросы.
Технология проведение мастер-класса 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера: обоснование основных идей эффективной педагогической технологии; характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки); определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера; описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии.
Технология проведение мастер-класса2. Представление занятия 3. Открытое занятие или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками).
ЭтапыПервый этап – «индуктор» - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторические сюжеты … Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
Второй этап работа с материалом: с текстом, с красками, звуками, с природным материалом, с картой, с картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» - создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда». Третий этап соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие)
Четвертый этап - «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» - это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
4. Рефлексия анализ занятия, сделанный педагогом-мастером; анализ занятия, сделанный соавтором мастер-класса или руководителем; вопросы слушателей к педагогу по проведенному занятию; общая дискуссия; заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
5. Моделирование самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии; защита авторских моделей занятия слушателями
Формы мастер-класса Лекция Практическое занятие Интегрированное занятие Круглый стол Публичный доклад Семинар Тренинг Презентация
ВыводыМастер-класс - это передача действующей технологии; не просто метод решения каких-либо воспитательных, обучающих или развивающих задач, а метод уже внедренный проверенный и успешный! Мастер-класс – не только ознакомление с технологией, но побуждение слушателей к использованию ее на своих занятиях.
Формула мастер-классаУспешная технология + компетентный специалист + доступность для коллег = Мастер класс
Творческих, вам, успехов!!! E – mail: [email protected]