Мастер-класс «Подготовка учащихся 10-11 классов к работе с частью «С». Написание сочинения-рассуждения» учитель русского языка МБОУ «Первомайская СОШ» Исимбаевой Динары Маркайдаровны
«Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться» «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Цели: - развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; - овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности. Задачи: - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов; - обобщить опыт работы по определённой проблеме. Оборудование: 1) раздаточный материал (текст публицистического стиля); 2) алгоритм написания сочинения-рассуждения; 3) памятка «Клише для создания сочинения»; 4) мультимедийная презентация.
Алгоритм написания сочинения
1 абзац - Вступление Цепочка вопросительных предложений.
2 абзац – Постановка проблемы. Шаблон написания
2 абзац – Постановка проблемы. Шаблон написания Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
3 абзац - Комментарий к проблеме. Шаблон написания - То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему ... - Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...
Как определить позицию автора? Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?» «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».
4 абзац – Позиция автора. Шаблон написания. - Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». - Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
5 абзац - собственная позиция. Шаблон написания. - Я полностью согласен с автором текста. Ведь... Потому что... - По-моему, ... - Автор абсолютно прав, утверждая, что… - Трудно не согласиться с автором в том, что… - Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. - Позволю себе с ним (автором) не согласиться. - Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
6 абзац – аргумент из жизненного опыта Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) - Мне не раз приходилось сталкиваться с ... - Помню, как-то... - Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. - Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... - Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил... - Любой историк скажет, что... - Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...
7 абзац – литературный аргумент -Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)... -В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за... -Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...
8 абзац - Заключение — Итак,... — Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что... — В заключение хочется заметить, что... — И, в конце концов, следует заметить, что... — ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что... — Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!»