Использование кейсовой технологии в преподавании истории в школе Учитель истории МОУ СОШ №21 (г. Тверь) Филатова Лариса Анатольевна
Кейс-технологии (CASE STUDY) группа образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач; относятся к интерактивным методам обучения;Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена; Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Как работать с кейсом?Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.Сбор информации используются различные источники, основанные на современных коммуникацияхОбработка информации, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. представление своего кейса Форму защиты группа может выбрать сама, или она определяется учителем
определение целей кейсовграмотный и оптимальный по объёму подбор заданийкоординирующая деятельность во время подготовки и защиты кейсов Завершается урок обязательным подведением итогов, в которых обобщаются все выводы по поставленной проблеме.
Тема урока:“Первая мировая война и ее роль в истории России ”Пояснительная записка.Урок разработан по курсу истории России в 1900 – 1945 гг. по теме «Россия в Первой мировой войне» для 11 класса. Предполагается, что тема Первой мировой войны была изучена учащимися в 9-м классе. На рассмотрение темы в 11 классе отводится только 1 урок. Поскольку она содержит большой фактический материал, предлагаем провести урок, используя кейсовую технологию.
Тип урока: урок – изучение нового материала.Метод: кейс-технология.Цели и задачи урока: Основная цель: показать, что Первая мировая война стала началом общенационального кризиса, приведшего к смене власти, распаду страны, а затем и к гражданской войне.Задачи:- обучение решению поставленной проблемы, используя кейс – метод, - развитие компетентностных умений учащихся: - развитие навыков составления кейсов, - обучение умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; - развитие умения слушать и понимать других людей, работать в команде. - обучение работе с информацией, анализу и освещению различных точек зрения на одно и то же событие;- развитие умения логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Планируемые результаты:Учащиеся узнают о: - предпосылках и начале Первой мировой войны для России; - основных военных операциях с участием русской армии и состоянии армии в довоенное и военное время; - эволюции власти в условиях начавшегося мирового военного конфликта; - процессах, происходивших в российском обществе военной поры, причинах радикализации общественных настроений; - историческом значении и последствиях участия России в Первой мировой войне.
Опорные знания:Даты и события: 19 июля 1914 г. — вступление России в Первую мировую войну, 22 мая—31 июля 1916 г. — Брусиловский прорыв.Имена: А. А. Брусилов, П. Н. Милюков, А. И. Гучков.Понятия: военно-промышленные комитеты, оппозиция, Прогрессивный блок.Подготовка к уроку: Заранее (на предыдущем уроке) учащиеся делятся на 6 групп по усмотрению учителя с учетом пожеланий учащихся. Учитель объясняет суть метода кейс – стадии. Все группы получают задание прочитать § 5 учебника Данилова и § 8,9 учебника Загладина.
Оборудование: Таблица «Высшие органы власти в Первую мировую войну» (см. приложение 1).карта военных действий Первой мировой войны (см. прил. 2).Учебники Данилова, Загладина.Исторические документы: мемуары А.А.Брусилова (см. прил. 3). Из манифеста Николая 20 июля 1914 г. «Оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» (прил. 4). Барон П.Н.Врангель о состоянии русской армии к концу 1916 г. «Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром» (прил. 5). ресурсы сети Интернет,памятка анализа исторического документа (прил. 6).CD «История России XX в.» § 8,9.
Ход урока:Вступительное слово учителя (приветствие, тема, цель);Постановка проблемы: Учитель: «Война с Германией – лучший подарок революции от царского правительства», писал В.И.Ленин (цитата написана на доске). Перед вами стоит задача – показать, что Первая мировая война стала началом общенационального кризиса, приведшего к смене власти, распаду страны, а затем и к гражданской войне.Инструктаж:1) получить кейс, то есть пакет с документами и заданиями к ним, касающийся обозначенной проблемы. (1-2 мин). 2) выполнение заданий (40 мин). НА ВТОРОМ УРОКЕ3) представить результаты своей работы4)вместе с другими группами сделать вывод по поставленной проблеме (промежуточные выводы учащиеся записывают в тетрадь).
1 кейс. Задача: выяснить, насколько неизбежна была Первая мировая война для России.2 кейс. Задача: выяснить, каково было состояние экономики Российской империи в довоенное и военное время. 3 кейс. Задача: показать влияние войны на отношения власти и общества.4 кейс. Задача: показать, какие изменения происходили в ходе войны в российской армии.5 кейс. Задача: выяснить точки зрения историков на вопрос о характере Первой мировой войны. 6 кейс. Задача: Сделать подборку фрагментов художественных фильмов (1 – 3 мин.), видеофрагментов, иллюстрирующих события Первой мировой войны.
Инструкции к заданиям
Второй урок мы посвящаем презентациям работ учащихся. Каждой команде на выступление дается 6 минут. После каждого выступления делаются промежуточные выводы, которые учащиеся записывают в тетрадь: Россия вступила в войну, не имея ясно очерченной цели. Она выполнила союзнические обязательства перед Францией, основываясь на желании ослабить германское влияние внутри страны и нейтрализовать «претензии Германии на военное и политическое доминирование».Экономическая система России оказалась неспособна в полной мере обеспечить потребности армии в первой большой войне индустриальной эпохи.Властные структуры Российской империи во многом оказались не приспособленными к эффективным действиям в новых условиях. Все рычаги управления находились в руках императора, который в условиях войны принял на себя верховное командование армией. Каждое поражение на фронте в массовом сознании отождествлялось с ним. К концу первых двух лет войны в России начало формироваться устойчивое нарастание в пользу смены верховной власти любой ценой. (Выводы п.2 и п.3 могут быть сведены в таблицу (приложение 7).Русская армия по-прежнему отражала общий невысокий уровень развития России. Отсутствовало эффективное стратегическое военное планирование и оперативное управление вооружёнными силами. Это означало, что Россия была просто не готова к войне. Неудачи на фронте привели к унынию в тылу, озлоблению в среде офицеров и солдат, растерянности в кругах военного и политического руководства.Первая мировая война – это война принципиально нового характера, коренным образом отличавшая её от всех предыдущих.
В конце урока (оставшиеся 10 минут) еще раз привлекаем внимание учащихся к словам Ленина (цитата на доске). Организуется беседа, в ходе которой выясняется, согласны ли учащиеся с мнением Ленина? Что дало основание Ленину так считать? Анализируются промежуточные выводы и подводится общий итог урока: - Россия оказалась во многом не готова к первой войне индустриальной эпохи прежде всего в силу незавершённых процессов индустриальной модернизации и стремительного экономического роста её потенциальных противников. Не выдержавшая испытаний военного времени, Россия взорвалась изнутри, вступив в эпоху социальных катаклизмов и распада единой государственности.
Вывод Конечно, использование кейс - технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако в случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study намного расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.
Спасибо за внимание