«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся»Яковлева М.Г.МБОУ «Зиминский лицей»,учитель географии
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Ключевые компетенции – это компетенции универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях.
Понятие «компетенция» составляют• знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. • стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. • усилия - это сознательное приложение в определенном направленииментальных и физических ресурсов.
ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.КООПЕРАТИВНАЯ – готовность к сотрудничеству с людьми.Самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.Валеологическая – понимание и социального, и биологического здоровья человека.Информационно-технологическая – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.Гражданская – готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.ПРОБЛЕМНАЯ – готовность к решению проблем.
К методам формирования и развития ключевых компетенций относятся:1. обращение к прошлому опыту учащихся;2. открытое обсуждение новых знаний;3. решение проблемных задач;4. дискуссия, столкновение их субъективных позиций;5. игры, тренинги, практикумы;6. проектная деятельность.
ИНФОРМАЦИОННАЯа) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)б) обработка информации - составление планов к тексту - составление вопросов - анализ, обобщение - составление диаграмм, схем, графиковв) передача информации - доклады, сообщения - информационные проекты - сценарии - выпуск печатных ученических изданий (газеты) - научно-исследовательская работа
КОММУНИКАТИВНАЯ а) методы устной коммуникации - учебный диалог - доклады, сообщения - опросы, интервью - диспуты, дискуссии - участие в школьных спектаклях, постановках и др. б) методы письменной коммуникации - учебные проекты - написание заметок и статей в СМИ - рецензирование заметок и исследовательских статей
КООПЕРАТИВНАЯ - работа в парах и группах - исследовательская и проектная работа (вне урока) - групповые мини-проекты на уроке
Требования к учебному мини-проекту:Наличие проблемы;Планирование действий;Поиск информации;Результат работы – продукт, разработанный учащимися;Презентация.
Одним из инструментов компетентностного подхода является организация и проведение коммуникативных интеллектуальных игр.
Классификация игр1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные 2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, развивающие, творческие, обобщающие.3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные.
Алгоритм проведения игры.Тема урока: Тип урока: обобщающий.Форма урока: интеллектуальная игра.Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, учащиеся сидят за столами группами.Технология: игровая.Общая дидактическая цель: создать условия для:закрепления, повторения, обобщения учебной информации по теме урока;применение системы знаний и умений в новой учебной ситуации;проверка уровня усвоения системы УУН.
Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся, тем самым повышая качество образования обучающихся.
Спасибо за внимание!