Формирование ключевых компетенций учащихся средством использования современных образовательных технологий на уроках истории Н.Ю. Шатилова, учитель истории и обществознанияМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»г. Новоалтайск, 2010г.
Ключевые образовательные компетенции: (по А. В. Хуторскому) Ценностно-смысловые Общекультурные Учебно-познавательные Информационные Коммуникативные Социально-трудовые Компетенции личностного самосовершенствования
Уровень развития субъектности учащихся 9-х классовколичество учащихся с высоким уровнем развития субъектности незначительное в обоих классах, средний уровень субъектности в 9А, в 9Б классе – незначительный, большое число учащихся с низким уровнем субъектности
Используемые технологии: дидактическая многомерная технологиятехнология «дебаты»кейс-технология технология проектной деятельности
Дидактическая многомерная технология (ДМТ) (по В.Э.Штейнбергу) ЛСМ – образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов
Пример: «Русская культура первой половины XIX века», 8 класс. Учебник Боханова А.Н. История России. XIX век.- Москва, Русское слово, 2007г
Логико-смысловые модели позволяют: воспринимать объекты как целостные образы, содержащие ключевые слова;легко анализировать информацию за счет удобной каркасной формы модели;повысить эффективность познавательной деятельности в процессе программирования в невербальной форме типовых операций переработки и усвоения знаний таких как выделение узловых элементов знаний, ранжирование, установление смысловых связей, систематизация, свертывание с помощью переформулирования;инициировать мышление, как на достраивание недостающих фрагментов представляемого знания, так и на исключение избыточных фрагментов; значительно облегчить сравнение различных объектов, поскольку на логико-смысловых моделях четко выделена система ключевых слов.
Формы дебатов: «Классические» дебаты (Пример: «Петр Алексеевич или Петр Великий» )«Модифицированные» дебаты» (Пример: работа с документами, «Столыпинская аграрная реформа прошла успешно?» )Основные элементы дебатов: Формулировка темы Определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы Система аргументации Поддержка и доказательства Перекрестные вопросы
Кейс-технология Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения, разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе, выявления позиций слушателей по существу вопроса; кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.Пример: «Мир на пути ко второй мировой войне». 11 класс, базовый уровень, учебник Н.В. Загладина. Всемирная история. XX век.Кейс-технология позволяет формировать предметные знания и умения, а также ключевые компетенции: социальные через умение решать нестандартные ситуации, выполняя различные роли; коммуникативные - через умения обсуждать информацию, критически осмысливать, перерабатывать её и делать выводы;учебно-познавательные - через умения организовать свою учебную деятельность, начиная от целеполагания до рефлексии;информационные - через умения работать с информацией.
Этапы проектной деятельности: Погружение в проблему Организация деятельности Осуществление деятельности Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Результативность: уровень сформированности субъектной позиции учащихся 11-х классов к 2010 году повысился. Низкий уровень составляет 30%, средний – более 50%, высокий – до 20%.
Результативность: Формирование у учащихся ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, учебно-познавательных, информационных)Осознание учащимися своих мотивов деятельностиСформированность умений и навыков работы с информациейУспеваемость учащихся – 100%Качество знаний учащихся – 75 -80%Активное участие и победы учащихся в городских, краевых, всероссийских олимпиадах и конкурсахФормирование активной жизненной позиции
Спасибо за внимание!