Активные и интерактивные методы преподавания истории в школе Автор реферата: Чернова И.Ю.учитель истории МОУ «Гимназия №1» г.Новомосковск (в рамках курсов повышения квалификации) Научный руководитель: Федорова О.Н. 2009-2010 уч.год.
Стратегии в преподавании школьных историческо-обществоведческих дисциплин. ПАССИВНАЯ АКТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ(одностороннее воздействие)Учитель – центральное место на занятии;содержание материала отобрано и приготовлено учителем;преобладание монолога (лекция);акцент на репродуктивность;директивное руководство;источник информации: речь учителя, текст учебника, документальный фильм, иллюстрация, музыкальное произведение и т.д.
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ(непосредственное взаимодействие)Учитель сохраняет центральное место на занятии, но обучающиеся задают вопросы, поясняют положения, предлагают собственные решения.Поощрение инициативы и творчества.Ученик – объект педагогического воздействия с чертами субъекта образовательного процесса.
Интерактивная стратегияУчитель – организатор образовательного процесса, но не его главная фигура.Конструктивное взаимодействие учеников между собой в процессе обучения.Взаимодействие внутри ученических групп и между ними.Принцип участия – ученик активное действующее лицо в учебном процессе.
Варианты обучения в сотрудничествеОбучение в команде:Особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над проблемой (темой, вопросом).Личностно-ориентированная технология обучения как иллюстрация сосуществования активных и интерактивных методов обучения в школе.Основная идея: создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.
Технология реализации проблемного обученияОсновная задача: создание стимула и внутренней заинтересованности к познанию.Основной путь решения: создание адекватных дидактических ситуаций, стимулирующих учебную деятельность, в частности посредством постановки проблемной задачи.
Модель структурированной или регламентированной дискуссииПример: урок «Два мира: мода и быт 1960-х годов»Проблемные вопросы: В чем были причины различий повседневной жизни в СССР и Западной Европе? Каковы были общие тенденции развития и взаимовлияния в бытовой сфере? Какие надежды и мечты людей связаны с изменениями в быту на Западе и в СССР?Задание: Группы обсуждают моду (одежду, прически, косметику); жилье 1960-х годов и бытовую технику; досуг и отдых. (В разделе IV приводится подробная разработка подобного урока.)«Малые группы» изучают какой либо аспект(вопрос) одной общей проблемы.1.Знакомство в общем виде с проблемой.2.Учитель выдвигает гипотезы по ее возможному решению.3.Гипотезы обсуждаются на основе первичной информации.4.Каждая группа исследует 1-2 подпроблемы, подобрав новую информацию, ее анализ.5.Обмен информацией, спор-диалог по общей проблеме – подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез.
Модель деловой проектной игры «Журналисты»Ученикам предлагается выпустить номер исторического журнала (газеты), посвященного изучаемой теме. Создается команда — редколлегия (7—8 человек): редактор (пишет передовицу, раскрывает значение данных исторических событий, актуальность проблематики); сотрудники информационного отдела (готовят репортажи с мест событий, интервью с очевидцами или специалистами, подбирают необходимый материал для номера); сотрудники аналитического отдела (пишут материалы с анализом событий — обозрения, эссе, очерки и статьи); сотрудники развлекательно-познавательного отдела (готовят фельетоны, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по теме); художники-оформители (отбирают или создают свои иллюстрации, оформляют обложку).В ходе игры на уроке проходит ((презентация)) номера журнала, посвященного определенной теме.