Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Карабчукова Ирина ВикторовнаАпрель 2011 год
На заметку: Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов. Этим детям вполне доступно сохранять внимание в течение 30-35 минут.
Память у младших школьников развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления его и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.Главной особенностью этого возраста является изменение социальной позиции: он стал школьником Для младших школьников характерно отчетливое проявление особенностей темперамента. Очень важной особенностью является подражательность
Особенности познавательной деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи Причины:Осложнения во время беременности и родах у матери;Недоношенность, незрелость при рождении;Частая заболеваемость, соматическая ослабленность в первые месяцы и года жизни;небольшие мозговые дисфункции, с нарушением мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Осложненный вариант ОНР: неврологическая симптоматика (негрубое повреждение отдельных мозговых структур);синдром повышенного внутричерепного давления;(повышенная нервно-психическая истощаемость); синдромы двигательных расстройств(нарушения мышечного тонуса .
Особенности развития психических процессов у детей с ОНР Недостаточность различных видов восприятия:слухового, зрительного, пространственного; трудности при ориентировки в пространстве;сложности при распределении внимания;низкая активность припоминания; быстрая истощаемость (слабость нервной системы);снижение темпа деятельности
Особенности развития психических процессов у детей с ОНР Особенности мышления:Словесно-логическое;Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения;Снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;Общее недоразвитие мелкой моторики
Особенности развития психических процессов у детей с ОНР Личность ребенка с ОНР имеет свои психологические особенности:Несформированность средств общения;Заниженная самооценка;Коммуникативные нарушения;Тревожность;Агрессивность разной степени выраженности.
Учебная деятельность детей с ОНР, у которых отмечается выраженная нормализация процессов активации мозговых структур при повышении эмоциональной и познавательной значимости предъявляемой информации, может быть значительно улучшена с помощью педагогических приемов, способствующих оптимизации процессов корковой регуляции коры головного мозга (межполушарное взаимодействие).
Спасибо за внимание!