ПОРТФОЛИО – метод отслеживания личных достижений Из истории портфолио.Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога
ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИОэто набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картинуэто спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуумаэто способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество. Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Правила составления портфолио: как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;регулярно писать рефлексивные заметки.
Функции портфолиоМодельная Накопительная
Накопительная функция Достижения учителя ГрамотыСертификатыКлассификаторы и др.Набор рабочих материаловОпорные конспектыКонспекты открытых уроковЛабораторные, практические работыТесты
Модельная функция Отражает динамику развития учителяПоказывает результаты самореализацииДемонстрирует стиль преподаванияПомогает проводить рефлексиюПомогает спланировать деятельность
Типы портфолио учителя 1. Портфолио документов2. Портфолио материалов и творческих работ3. Портфолио отзывов4. Комплексный портфолио
I. Портфолио документов как витрина достижений сертификаты; дипломы; лицензии; свидетельства и т.д.
II. Портфолио материалов и творческих работ авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские программы и проекты; методические рекомендации и т.д.
III. Портфолио отзывов (оценок) рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме и т.д.
IV. Комплексный портфолио набор документов; набор отзывов; набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Основными принципами составления портфолио учителя являются: системность;полнота и конкретность представленных сведений;объективность информации;презентабельность.
Структура портфолио учителя
1. Учебные достижения учащихся • Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.• Результаты промежуточной аттестации.• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).
2. Внеурочные предметные достижения учащихся • Предметные олимпиады.• Предметные конкурсы.• Научно-практические конференции.• Иные предметные мероприятия.
3. Результаты деятельности педагогакак классного руководителя • Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.• Занятость учащихся во внеурочное время.• Деятельность органов ученического самоуправления.• Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.• Работа с родительской общественностью.• Динамика правонарушений в классе.• Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.• Отзывы учащихся о деятельности педагога.
4. Результаты внутришкольного контроля • Учебной деятельности учащихся.• Воспитательной деятельности учащихся.• Школьной документации.
5. Методическая работа • Использование современных образовательных технологий.• Проектная деятельность педагога.• Исследовательская и экспериментальная деятельность.• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.
6. Обобщение и распространениесобственного педагогическогоопыта • Наставничество.• Публикации.• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.
11. Оценка профессиональной деятельности педагога (школьный и муниципальный уровень, отраслевыеи государственные награды) Документы и материалы для включения в портфолио:• Сертификат.• Свидетельство.• Грамота.• Диплом.• Справка.• Отзыв.• Рецензия.• Работы самого педагога (проектные, исследовательские и пр.).• Работы учащихся — победителей конкурсов и пр.• Методические разработки наиболее значимых (открытых) уроков и внеклассных мероприятий.• Копии публикаций.• Фото и видеоматериалы. • Прочие материалы и документы по усмотрению учителя.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю:- реально представить результаты своего труда- увидеть свои резервы- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Администрации:- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:• обучение педагогов • оказание помощи педагогам • информирование коллектива
Практическая значимость портфолио АттестацияЛицензирование, аттестация, аккредитация ОУСистематизация деятельности учителяСтимулирующий фактор
Требования к портфолио высокий уровень теоретической и научно-методической подготовкиактуальностьобщественная и практическая значимостьвозможность разработки учителем избранной темыучет своего опыта, особенностей, условийанализ и оценка качества знанийэффективность и устойчивость результатоворигинальность, творчество, новаторствообобщение опыта работы, выводы
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.» О. Уайльд Динамическая паузаСмех продлевает жизнь!
Спасибо за внимание!