Контрольная работа №1 I вариантДайте определение понятию «социология» (в широком смысле) Приведите примеры объекта и предмета социологического исследования.Объясните связь социологии с одной из общественных наук (на выбор)Раскройте познавательную функцию социологии. II вариантДайте определение понятию «социология» (в узком смысле)Приведите примеры объекта и предмета социологического исследования.Объясните связь социологии с одной из общественных наук (на выбор)Раскройте практическую функцию социологии.
Лекция№3 Социология личности. Девиантное поведение
План Личность как объект социологии.Социализация личности.Причины девиантного поведения.Социологический анализ девиантного поведения.
1) Личность как объект социологии.
индивидуальность, человек, личность, индивид.
Личность – это отдельный человек как единичная система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальной жизни посредством активной деятельности и общения. Социология личности изучает широкий круг проблем, связанных с рассмотрением взаимоотношений личности и общества.
Подходы к изучении личности личность Личность проявляется через сущностные, наиболее значимые характеристики и оценивается относительно принятых в обществе норм.
Подходы к изучении личности Личность проявляется черезнабор функций или ролей
2) Социализация личности.
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Человек «социально отзывчив», т.е. реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе;У человека формируется осознание своего «Я», иначе говоря, способность воспринимать себя как действующее лицо.
Человек становится личностью в процессе социального взаимодействия с другими людьми. Физические особенности:возраст, вес, пол. Генетически обусловленныесвойства человека: инстинкты,задатки, темперамент… взаимодействия
На формирование личности влияют: Окружающая среда;Индивидуальный опыт;Культура;Осознание своего «Я».
В чем особенности социализации:в юности в зрелом возрасте в старости
В какой половине жизни – первой или второй – человек усваивает больше социальных ролей?
Кого природа наделила большим числом инстинктов – человека или животного? Как вы думаете инстинкты помогают или затрудняют социализацию?
3) Причины девиантного поведения.
Девиантное поведение – действия и поступки людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения.
Объяснения девиации
4) Социологический анализ девиантного поведения.
Четыре типа самоубийств (по Э.Дюркгейму) Эгоистическое самоубийство;Альтруистическое самоубийство;Фаталистическое самоубийство;Аномическое самоубийство.
Характерные черты людей, совершившие суицидальные попытки: Низкая коммуникативность, замкнутость, скрытность (67%);Склонность к драматизации, негативной оценки событий и фактов (31%);Неуравновешенность, раздражительность (29%);Повышенная чувствительность, впечатлительность (20%);Завышенная самооценка и притязание на особое признание.
В разработке рекомендаций по профилактике девиантного поведения существенную роль призвана сыграть социология, служащая «мостиком» к пониманию социальных процессов.