Курс лекций по дисциплине «Социология» Токарев В.В. Лекция 07 Классические социологические концепции XIX – начала XX столетия
План лекции и логика изложения Цель лекции: Познакомиться с классическими социологическими концепциями XIX века и их влиянием на современное состояние социологии.План лекции:Общая типология классических социологических концепций XIX - начала XX века.Материалистическое направление в социологии. Социологическая концепция К.Маркса.Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Основные положения позитивистских и антипозитивистских подходов к изучению общества.Социологические концепции Герберта Спенсера, Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и их место в общей классификации.Психологическое направление с социологии XIX-XX вв.Сходства и различия между основными социологическими концепциями классического периода.
Социология XIX века
Материалистическое направление Материалистическое направление в социологии возникло в 40-х годах XIX века. Основателем направления стал Карл Маркс – политический журналист, экономист, философ.Маркс разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество изначально антагонистично (противоречиво). Противоречия между классами возникают из-за отношения к собственности.Классы – это «социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся».Существование классов связано с определенными фазами развития производства.Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.
Социальные воззрения К.Маркса Общественно-экономические формации и революции.Общественно-экономическая формация – это ступень развития общества. Термин заимствован из геологии.В основании общественно-экономической формации лежит способ производства («базис», производительные силы и производственные отношения).«Базис» определяет «надстройку». К «надстройке» относится право, политика, религия, наука (культура).Формации в обществе сменяются в результате революций. Революции возникают как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями.Системное видение общества а марксизме.Общество рассматривается как система связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей.Конфликты являются необходимым элементом общества.
Биологическое направление Биологическое направление в социологии – одна из ветвей позитивизма. Основателем направления стал последователь Огюста Конта, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903).В работах Герберта Спенсера развитие общества уподобляется эволюции организма. Существует аналогия между обществом и организмом, развивающимся по законам эволюции. Эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений – увеличение числа видов).С другой стороны, эволюция толкает отдельные части – органы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.Эволюция – это переход: однородного – в разнородное, неопределенного – в определенное, бессвязного – в связное.
Социальные воззрения Г.Спенсера Общество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризую-щийся определённым сходством и постоянством их жизни.Общество подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.Три формулы объяснения социальной эволюции:«Естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.Общество состоит из 3-х относительно автономных систем органов (социальных институтов):Поддерживающая (производство необходимых продуктов).Дистрибутивная (разделение благ на основе разделения труда).Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).
Концепция социальных институтов Понятие социального института.Механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.Типология социальных институтов.Домашние институты (семья, брак, система воспитания).Обрядовые (церемониальные) институты.Призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.Политические институты.Появление институтов связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами.Церковные (храмы, церкви, религиозные традиции).Профессиональные и промышленные институты.Возникают на основе разделения труда; консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; поддерживают производственную структуру общества.
Географическое направление Географическое направление развивалось в общем русле позитивизма. Основателем направления стал английский социолог Генри Томас Бокль (1821-1862). Прогресс человеческого общества является проявлением природных факторов. Влияющими на развитие общества факторами являются климат, пища, почва, ландшафт.На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятный для жизни.Следствием этого является концентрация населения в странах Востока, нищета многочисленных работников и богатство немногих правителей.Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятельности, направленный на подчинение природы человеку.
Антипозитивизм Позиция антипозитивизма – не объяснять общество с точки зрения всеобщих законов, а понимать специфику социальных явлений. Родоначальниками антипозитивизма стали немецкие философы и социологи Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Дильтей (1833-1911). Основные положения антипозитивизма. Общество живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических.Главным является не приобретение «объективного» знания об обществе, а понимание социальных фактов.На поведение и мышление людей оказывают влияние «трансцедентальные ценности», которые существуют идеально.«Практическое», приближенное к жизни истолкование социальных фактов имеет большую ценность, чем теоретические схемы.
Антропологическое направление Антропологическое направление – одно из наиболее влиятельных направлений антипозитивизма. Было основано немецким философом, социологом и антропологом Максом Шелером (1874-1928). Человек в антропологической социологии. Человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые необходимые инстинкты, слабо развито обоняние и осязание.Человек разорвал связь с природой и как «единичное существо» он не самодостаточен. Недостатки он компенсирует культурой, то есть знаниями и навыками, получаемыми от общества.В дальнейшем разрыв с природой будет только усиливаться. Вследствие этого возникает задача развития социальных институтов, которые «насыщают индивида культурой» и регулируют его поведение.
«Понимающая социология» «Понимающая социология» - направление, имеющее свои корни в антипозитивизме. Основоположником понимающей социологии является немецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер (1864-1920).Внес значительный вклад в политическую и экономическую социологию, социологию права, религии, теорию капитализма. Теоретические основы социологии Макса Вебера. На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принципа разделения наук на «номотетические» науки о природе и «идиографические» науки о духе (Риккерт и Виндельбанд).В отличие от позитивистов, Вебер относит социологию к «наукам о культуре», а не к естественным наукам.
Социальное действие и его изучение Понятие социального действия. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов.Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Признаки социального действия.Осмысленный (рациональный) характер.Ориентация на ожидаемую реакцию других людей. Соотнесение с действиями других людей.
Социальное действие и его изучение Основные категории понимающей социологии - поведение, действие и социальное действие.Поведение — наиболее общая категория деятельности.Поведение становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат «социологического понимания».Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.Социальное отношение понимается как система социальных действий.
Типология социальных действий Целерациональное действие.Предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает вариант ее достижения. Ценностно-рациональное действиеОпределяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха, совершается во имя ценности.Традиционное действиеИндивид воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими.Аффективное действиеОпределяется эмоциями. Целерациональ- ное действие Ценностно-рациональное действие Традиционное действиеАффективное действие
Типология социальных отношений Социальное отношение, по Веберу, является системой социальных действий.К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка.В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: Легальный порядок.Ценностно-рациональный порядок.Традиционный порядок.Аффективный порядок. Легальный порядок Ценностно-рациональный порядок Традиционный порядок Аффективный порядок
«Социальный реализм» Э.Дюркгейма Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы, один из создателей структурно-функционального анализа.Своей работой «Самоубийство. Социологический этюд» дал пример использования эмпирических данных в социологии, чем способствовал развитию прикладной социологии как направления. Эмиль Дюркгейм разработал концепцию «социального реализма», дав свое представление о предмете социологии. Общество – часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей специфические законы.Общество первично по отношению к составляющем его людям.Предметом изучения социологии являются социальные факты.
Человек и общество Человек – это двойственная реальность, homo duplex.В человеке сосуществуют и борются две сущности – индивидуальная и социальная.Общество – реальность особого рода. Элементарными «кирпичиками» общества являются социальные факты – образцы поведения, оказывающие на индивида принудительное воздействие и имеющие объективное существование.Общество «удерживается» и сплачивается посредством социальной солидарности.Социальная солидарность – главная сила, создающее общественное целое.Возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и дифференциации профессий.Чем больше в обществе разнообразие, тем выше у людей стремление к единству и обмену.
Общество и социальные факты «Социальный факт» - образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование.При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него.Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему принудительной силой.Следствием объективности социальных фактов является оказываемое на индивидов давление, принуждение к определенному действию. Юридические и моральные правила, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты и их типология Социальные факты – образы действий, способы мышления и чувствования.Регулируют жизнь индивида, обладают нормативно-принудительной силой.Существуют независимо от индивидуального сознания.Выделяются следующие классы социальных фактов. Факты коллективного сознания – общие идеи и чувства; моральные максимы и верования; нормы и юридические кодексы поведения; экономические мотивы и интересы людей.Морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами – численность и плотность населения, географическое положение и т.д.По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.
Социальные факты и их типология
Солидарность в обществе Механическая солидарность.Характерна для простых обществ или групп.Индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.Чем примитивнее общество, чем меньше разнообразия индивидов, тем выше уровень принуждения и насилия.Органическая солидарность. Характерна для сложных (индустриальных) обществ.Предполагается наличие распределения труда и специализация видов деятельности.Следствием специализации является функциональная зависимость индивидов и потребность в совместном труде.Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу. В сложных обществах люди все больше отличаются друг от друга и взаимодополняют друг друга так же, как и части тела в организме.
Направления социального развития От механической солидарности к органической.Механическая солидарность – солидарность по сходным признакам, когда индивиды не имеют индивидуальных черт.Органическая солидарность – взаимодополнение непохожих людей, занимающихся различными видами деятельности.От тоталитаризма к демократии.Тоталитарное общество не является многовариантным.Не только сужает диапазон свободы действий, но и применяет к нарушителям узкий диапазон репрессивных санкций.Демократия – вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации.Индивиду предоставлен широкий спектр выбора моделей поведения.Набор санкций в демократическом обществе чрезвычайно широк, и их основная часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.
Аномия и ее проявления Аномия – состояние, возникающее вследствие разрушение системы общественных норм и ценностей.Состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что большинство населения оказывается «вне общества», вступая в конфронтацию с ним.Причины возникновения и проявления аномии.Аномия возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур.Проявлением аномии, в частности, являются «аномические самоубийства», число которых возрастает во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации.
Психологический подход Лестер Франк Уорд (1841-1913) Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) Гюстав Лебон(1841-1931) Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) Франклин Генри Гиддинс (1855-1931) Лютер Ли Бернард (1881-1951)Габриэль Тард(1843-1904) Джон Бродес Уотсон (1878-1958) Психологическое направление в социологии Психологический эволюционизмИнстинктивизм Психология масс Бихевиоризм
Психологический подход в социологии Психологический эволюционизм (Л.Уорд, Ф.Гиддинс). Рассматривает развитие общества как часть космической эволюции, которая, в отличие от природной эволюции, базируется на техническом (целенаправленном) управлении социальными процессами.Социальное воздействие людей становится возможным на основе «телезиса», «сознания рода» - психического ощущения общности целей, целей развития цивилизации.Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл). Основой психической жизни является «горме». «Горме» - стремление к биологически значимой цели, обусловленное предрасположениями — либо врожденными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых).
Психологический подход в социологии Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард). В силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно когда человек оказывается в толпе.В толпе происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, критичность, исчезает личность как таковая.Общий упадок культуры связан с наступлением «эры масс».Бихевиоризм (Э.Торндайк, Д.Уотсон). Поведение человека, как и животных, представляет собой совокупность вербальных и двигательных реакций как ответ на «стимулы» (воздействия) внешней среды. Обучение основано на принципе проб и ошибок, результативная эффективная реакция закрепляется.Социология должна основываться на опыте, эксперименте.Социология (и психология) должна изучать поведение (а не психику и сознание).
Контрольные вопросы Общая типология классических социологических концепций XIX - начала XX века. Основания для классификации социологических концепций. Место различных мыслителей в классификации.Материалистическое направление в социологии. Социологическая концепция К.Маркса – ее основные особенности и характерные черты.Позитивистсткое направление в социологии XIX века. Социологическая концепция Герберта Спенсера.Характерные черты антипозитивизма как социологической концепции. Реализация антипозитивистской программы в социологии XIX века.Теория «социального действия» Макса Вебера – основные тезисы и подходы.Концепция «социологического реализма» Эмиля Дюркгейма ее отличия от позитивистских и антипозитивистских концепций.Основные направления развития и идеи психологического направления в социологии. Сходства и различия подходов, реализованных в работах различных ученых (Л.Уорд, Ф.Гиддинс, У.Мак-Дугалл, Г. Лебон, Г.Тард, Э.Трондайк, Д.Уотсон).
Литература по теме занятия Арон. Р. Этапы развития социальной мысли: Пер с фр. – М., 1992.Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Со-циология. - М., 2000.Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 1998.Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социология. – М., 2005.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА М, 2004. – 624 с.Зборовский Г. Е. Общая социология. - Екатеринбург, 1999.История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова. - Минск, 1997.Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. Пер. с нем. – М., 1998.Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.