Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности. 1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла. 4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ
Задания ЕГЭ А27 – информационная обработка текстов различных стилей и жанровА28 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текстаА29 – типы речиВ8 – Анализ средств выразительностиС – Сочинение по прочитанному тексту
Стиль - фр.stele – гр.stylos – палочка (для письма у древних греков) Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.Слог писателя (авторский стиль)Прием, способ, метод работы
Publicus (лат.)- «общественный, государственный» Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темыПублицист –автор произведений на общественно-политические темыПублика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ
Цель публицистического стиля- Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Что делает публицист ? Информирует (о чем?)Воздействует ( на что?)Убеждает ( в чем?)Внушает (что?)Побуждает (к чему?)
Сфера употребления публицистического стиля - Общественно-экономические политическиекультурные отношения.
Жанры публицистики Статья в газете, журналеОчерк (путевой, портретный, проблемный)РепортажИнтервьюФельетонОраторская речьСудебная речьВыступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия
Характерные черты публицистического стиля ЛогичностьОбразностьЭмоциональностьОценочностьПризывностьОбщедоступностьДостоверностьТочностьКонкретностьОбоснованность
Публицистический текст строится как научное рассуждение: 1)выдвигается важная общественная проблема2)анализируются пути ее решения3)делаются обобщения и выводыСтрогая логическая последовательностьИспользуется общенаучная терминология
Вам вопрос: Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?
Ответ: Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение (тезис –доказательства -вывод)Используется общенаучная терминологияДостоверностьТочностьКонкретностьОбоснованность
Вам вопрос : Что общего у публицистического стиля с художественным ?
Ответ: В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности, присущие художественному стилю речиОбразность с целью усиления воздействия на разум и чувстваЭмоциональность, страстностьИспользование разговорных, просторечных слов и оборотовИспользование фразеологизмов
Лексические особенности публицистического стиля Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культурыСлова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человекаСлова с приставками а-, анти-, де-, меж-. раз(с)-Слова с суффиксами - и(я), - ци(я), - изаци(я), - изм, - истСлова с корнями, близкими по значению к приставкам: все- , обще- , сверх- ,
Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля ЭпитетыСравненияМетафорыРиторические вопросыОбращенияЛексические повторыГрадацияГиперболыФразеологизмыПословицы и поговоркиРазговорные обороты речи и просторечияИспользование литературных образов, цитат, ссылок на авторовЯзыковых средств юмора, сатиры, иронии
Синтаксические особенности публицистического стиля Вопросительные предложенияВосклицательные предложенияВводные слова и предложенияОбратный порядок слов в предложениях (инверсия)Синтаксический параллелизм предложенийПостроение по законам градации предложений с однородными членамиИспользование причастных и деепричастных оборотовСуществительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира)В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратныеОднородные членыСложные синтаксические конструкции
Основные проблемы текста: В погоне за престижем мы теряем основу образования - обычные школы.Школе недостает стабильности.Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте».Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства.Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.
Художественно- изобразительные средства – В8 7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету.1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение)8-эпитет –образное, необычное определение4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.
Художественно-изобразительные средства-В8 7-Риторический вопрос - предложение 161-Развернутая метафора - «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности».8-Эпитеты - «вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»4-Градация - предложения 9, 11.
Краткий ответ на вопрос: В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?