"Поощрения и наказания в воспитании детей". Учитель Могунова Е.В.г. Волгореченск.2006 год.
Цель урока: Образовательная: дать представление учащимся педагогического класса о роли поощрений и наказаний в воспитательном процессе; развивать умение составлять конспект лекции;Развивающая: формирование умений и навыков отбора лекционного материала;Воспитательная: развивать навыки культуры работы в лекционном режиме;
План урока Введение в тему. Общее представление.«Поощрения и наказания, как способ педагогической коррекции младших школьников». (Предварительное слушание экзаменационного реферата).Заключение. «Искусство наказывать и поощрять».
Экзаменационный реферат по курсу «Основы педагогики, основы психологии, методики воспитательной работы и педагогической практики».«Поощрения и наказания, как средство педагогической коррекции младших школьников». Авторы работы: Березина А. Елисеева Е. Учитель: Могунова Е.В.2006 год.
Цель работы: Выявить, как влияют поощрения и наказания на поведение младших школьников;Разработать рекомендации для учителей и родителей, способствующие коррекции поведения младших школьников
История проблемы поощрения и наказания в воспитании. В средневековой школе – слепое рабское повиновение; телесные наказания;В буржуазной школе педагогика палки сменяется педагогикой «кнута и пряника»;В советской школе поощрения и наказания должны строиться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;В настоящее время необходимо использовать поощрения и наказания в каждом конкретном случае;
Поощрения и наказания как средство педагогической коррекции. Поощрение – «одобрение», «приохочивание», «содействие», «стимулирование», «ускорение».Наказание – «наставление», «выговор», «обременение», «кара», «требование», «штраф».
Поощрения и наказания – метод стимулирования, который, побуждая общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.
Основные виды поощрений и наказаний: Связанные с изменениями обязанностей детей;Изменения прав детей (расширение или ограничение);Моральная оценка поступка или поведения;
Типичные ошибки в применении поощрений и наказаний: Когда педагог не опирается на общественное мнение ученического коллектива;Когда формулируются замечания учащимся в оскорбительной форме;Когда поощрение используется в форме своеобразной «платы» за правильное поведение;Когда наказывают за непреднамеренный поступок;
Наказания и меры воздействия: Наказание – форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченного коллектива, избранных, чтобы оберегались его интересы.
Наказание должно удовлетворять следующим требованиям: Оно не должно причинять простое физическое страдание;Имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает что и почему требуют от него;Должно назначаться только в том случае, если действительно нарушены интересы коллектива и сам нарушитель это сознаёт;Должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель готов подчиниться коллективу;В наказании является важным сам факт его наложения и выражение в этом факте суждения коллектива;Наказание должно воспитывать, а наказываемый должен понимать смысл наказания.
Джон Локк считал, что «ни в коем случае нельзя использовать побои в качестве воспитания, так как человек, воспитанный розгами, становится «слабоумным и жалким существом, бесполезным и для себя, и для других».
Физическое наказание Некоторые родители продолжают оставаться сторонниками физического наказания.
Опрос Ответы учителей
Опрос Ответы учеников
Опрос Ответы родителей
Вывод Все родители уверенны в том, что нужны поощрения и наказания, но не все родители признали, что применяют физические наказания.
«Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания, лучше если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными.» К.Д. Ушинский
Применение поощрений
Значение наказаний: Должно исправить вред, причинённый дурным поведением. Способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Имеет отпугивающий, устрашающий смысл.Снятие вины.
Значение поощрений Ориентирует на хорошие дела и закрепляет их;Способствует развитию у ребёнка сознания того, что он принёс радость любимым людям;
Поощрения и наказания являются примером закона единства борьбы и противоположностей.Они не существуют друг без друга.Они взаимоисключают друг друга (нельзя одновременно хвалить и ругать за одно и то же).
«Наказание – очень трудная вещь; оно требуетОт воспитателя огромного такта и осторожности.то же самое следует сказать и в отношениипоощрения». А.С.Макаренко.