Национальная и международная система прав человека Сессия 3
Источники современного международного права
Источники международного права
Принципы Международного праваПринцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей развития, а не субъективные представления об этих процессах. Принцип международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат международной практики; юридически закрепленные начла международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений.Функции принципов международного права выполняющиеся одновременно:способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая определенными нормативными рамками;закрепляет все новое что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствует их развитию. Особенностью принципов международного права яв-ся их универсальность. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, любое их нарушение затрагивает законные интересы других участников международных отношений. При толковании и применении принципов международного права необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Основные принципы международного права.
Принцип уважения прав человека. Основные положения принципа:Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основной свободы,справедливости и всеобщего мира;каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека основных свобод;Права человека должны охранять властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок;государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом. Без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы. Цвета кожи, пола, язык, религии. Политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.Принцип закреплен:Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.Всеобщая декларация прав человека 1948 года;Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года;Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года;Конвенция о предупреждении преступления геноцид и наказание за него (1948);Конвенция о ликвидации всех формах расовой дискриминации (1966);Конвенция о ликвидации всех формах дискриминации в отношении женщин (1966);Конвенция о правах ребенка (1989);Декларация принципов международного права. 1970 года;
Нормы jus cogens Фундаментальные принципы международного права, которые признаны международном сообществом, как норма отступление от которого ни при каких условиях не разрешена.Нет консенсуса по поводу списка норм которые признаны jus cogens — или каким образом норма приобретает статус jus cogens — но широко признано, что jus cogens сключает запрещение геноцида, рабства, пиратство, пытки, агрессию, и проименение силы государствами.
Обязательства ERGA OMNES Обязательства нарушение которых, затрагивают все международное сообщество Дело Барселоны Тракшн 1970 Оговорка в отношении права подавать иск любым государством
Стандарты ООН Принципы, декларации и правила одобренные ГА ООН, юридически не обязывают, но они авторитетные стандарты кот. должны соблюдаться потому, что:1) они проходят долгий процесс переговоров, и все члены ООН участвуют;2) они одобряются на основе консенсуса;
Международные механизмы защиты прав человека Внедоговорные механизмы Договорные механизмы
Системы защиты прав
Процедуры внедоговорной системы 18 июня 2007 СПЧ, одобрил систему процедур, механизмов, и структур:Всеобщий периодический обзорСпециальные процедурыСПЧ Экспертный КомитетПроцедура жалобы
Всеобщий периодический обзор Новый механизм – посредством которого, СПЧ периодически будет рассматривать вопрос соблюдения прав человека странами всего мираВсе страны будут предметом обзора в течении 4 лет первого цикла (48 стран в году)Обзор будет проводится рабочей группой, состоящей из членов Совета;Рекомендации специальных процедур, и договорных органов, а также отчеты НПО, т.д. Будут рассмотрены в качестве элементов обзора;Результаты отображаются в форме рекомендаций которые должны быть имплементированы Страной;
Специальные процедуры Тематические (29)Страновые (9)
СПЧ Экспертный Комитет Экспертный комитет заменяет в прошлом Субкомитет по продвижению и защите прав человекаКомитет будет служит в качестве «мозгового центра», будет предоставлять экспертизу, проводить исследования, по просьбе СПЧБудет состоят из 18 экспертов, выступающих в личном качествеСПЧ в своей 6-й сессии решит вопрос о дальнейших механизмах работы рабочих групп.
Процедура жалобы На основе предедущей процедуры 1503, СПЧ принимает жалобы конфиденциального характера, физические лица и организации могут подавать жалобы на серьезные нарушения, подкрепленные достоверной информацией;В соответствии с данной процедурой, стороны дела изначально информируются;2 рабочие органы созданы для принятия жалоб и рассмотрения дела; группы заседают 2 раза в году;
Роль договорных механизмов Мониторинг и ассистирование в реализации положений Договоров: Оценка отчетов стран участниц и дополнительных источников информации Разработка выводов и рекомендаций Разработка комментарий общего порядка Рассмотрение индивидуальных жалоб Конфиденциальные расследования (некоторые из них)
КЛДОЖ a) Процедура жалобы Основные шагиЖалобы представляются письменно и не анонимно (Ст. 3).Комитет определяет допустимость жалобы путем оценки: все ли внутренние инстанции были исчерпаны (если конечно процедуры не задержаны без причин или есть доказательство что обращение не даст результат); вопрос одновременно не рассматривается другой инстанцией; жалоба соответствует требованиям Конвенции, не является необоснованной или же недостаточно обоснованно, факты нарушение не должны быть совершены до вступления в силу протокола (Ст. 4).Комитет конфиденциально отправляет жалобу соответствующему правительству и с просьбой ответить в течении 6 месяцев (Ст. 6, pп. 1).Правительство дает объяснения включая пояснения, а также с указанием деталей мер принятых правительством (Ст. 6, п. 2).Комитет изучает ответ прав-ва в закрытом заседании и отправляет свои рекомендации всем сторонам (Ст. 7).Комитет требует от правительства сообщить о всех мерах принятых правительством в ответ на рекомендации Комитета в течении 6 месяцев (Ст. 7, п. п. 4, 5).Комитет также может порекомендовать принятие временных мер в крайне необходимых случаях когда женщине грозит непоправимый вред (Ст. 5).
b) Процедура расследования ДП предусматривает процедуру расследования, которое позволяет Комитету расследовать ситуации серьезного и систематического нарушения женских прав человека. Эта процедура позволяет обратить внимание на практику влияющею на женщин: таких как равных возможностей в образовании, политике, на работе, сексуальную эксплуатацию, т.д. Расследование помогает посмотреть вглубь в скрытые причины дискриминации и ситуации, которые не могли бы быть рассмотрены путем индивидуальных жалоб. Процедура расследования инициируется самим Комитетом, на основе надежной информации. Организации женщин и НПО могут предоставить информацию о серьезных нарушениях КЛДОЖ, с просьбой расследовать ситуацию. Расследование проводится конфиденциально, и результаты публикуются только по окончанию.
Основные этапы расследования Информация, указывающая на систематические и серьезные нарушения КЛДОЖ представлены Комитету (Ст. 8, п. 1).Комитет приглашает соответствующих стран предоставить свои заключения по поводу информации (Ст. 8, п. 1).На основе информации, Комитет назначает одного или более члена провести расследования (Ст. 8, п. 2).С разрешения страны, расследование может включит визит в страну (Ст. 8, п. 2).Выводы расследования вместе с рекомендациями Комитета предоставляются Стране (Ст. 8 п. 3).Стране дается 6 месяцев для ответа рекомендациям и выводам Комитета (Ст. 8, п. 4).Комитет может попросить страну включить в свой периодический отчет детально описание мер предпринятых государством.
Некоторые рекомендации Комитета в отношении отчета РТ 1. Интенсифицировать свои усилия в области защиты женщин от дискриминации путем создания четких связей между Законом о госгарантиях и прочим соответствующим законодательством Укрепить существующие механизмы подачи жалоб и заслушивать жалобы от женщин и мужчин в отношении нарушения их прав Обеспечить изучение Конвенции и соответствующего национального законодательства, в частности Закон о госгарантиях, на юридических факультетах университетов и в Центре Обучения Судей при Совете Судей с целью твердого установления правовой культуры, поддерживающей женское равноправие и не-дискриминацию в стране