Свобода слова Работа выполненаученицей 11А классаФоминовой ЕленойУчитель: Бершадская Е. Л.
Содержание ВведениеГЛАВА I Понятие свободы слова в системе гражданских и политических прав.1.1 Гражданские и политические права 1.2. Категория свободы1.3 Свобода словаГЛАВА II История возникновения и развития свободы слова2.1. Свобода слова в зарубежных странах2.2. Свобода слова в России2.3. Современное положение в РоссииЗаключениеСписок используемых источников и литературы
Цель работы – рассмотреть историю права на свободу слова в России и других странах.Задачи:Рассмотреть имеющиеся в литературе данные и представления по вопросу свободы слова, а также ее место в системе гражданских и политических прав; определить понятие «свободы», «цензуры»;Проанализировать историческое развитие свободы слова и цензуры в России и других странах.
Гражданские и политические права Гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Политические права - это, как правило, права и свободы граждан только данного государства. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами.Свобода слова относится как к гражданским, так и к политическим правам.
Важнейшие документы Habeas Corpus Act (закон о неприкосновенности личности) 1679г. (Англия)Декларация о правах Вирджинии 1776 г. (США)Декларация прав человека и гражданина 1789 г (Франция)“Билле о правах” 1791 г (США)Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Европейская Конвенция о защите прав человека. 4 ноября 1950г, Рим.
Идея «естественных прав»: Человек является высшей социальной ценностью, он от природы обладает неотъемлемыми правами на жизнь, на свободу и др., которые не могут быть никем отняты. Идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.
Теория общественного договора Государство - продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. . В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних. Договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
СВОБОДА Ш.Монтескье: «Свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, а в том, чтобы иметь возможность делать то, что должно хотеть, и не быть принуждённым делать то, что не хочешь»Ж-Ж.Руссо: «Свобода есть подчинение закону, самим себе данному» И.Кант: «Свобода есть подчинение закону, который личность сама на себя возложила»
свобода передвижениясвобода вероисповеданиясвобода творчествасвобода выборасвобода слова
Свобода слова - одно из основных личных прав человека и политических прав граждан, составная часть свободы информации. Представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли). (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002)
Насилие и навязывание принципов на телевидении и в рекламе
Свобода телевещания и дети За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Результаты их практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам. Американская Академия Педиатрии\American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований. дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов. просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.
Если некое лицо, обладающее определенной информацией, желает (согласно) передать эту информацию другому лицу, которое, в свою очередь, желает получения (согласно на получение) этой информации, то в таком (и только в таком) случае данный информационный обмен должен состояться вне зависимости от желаний, волеизъявления и интересов третьих лиц, в том числе государств.
Свобода слова в зарубежных странах Джон Локк (John Locke) Джон Мильтон (John Milton)
Законодательство периода буржуазных революций и становления буржуазных государств Петиция о правах 1628 г. и “Билль о правах” 1689 г. (Англия); Декларация о правах Вирджинии 1776 г., Декларация независимости США 1776 г., “Билле о правах” 1791 г. (США);Декларация прав человека и гражданина 1789 г (Франция).
Адольф Окс: "All the News That's Fit to Print" отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсацииотказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы.Стандарты, предложенные и исповедуемые "The New York Times", отделяли "качественные" издания от изданий "желтой" прессы, которая в погоне за высокими тиражами не ставила себе никаких моральных ограничений. Результаты редакционной политики Окса привели к тому, что стиль "качественной" журналистики "The New York Times" был принят влиятельными интеллектуальными и издательскими кругами США, а чтение этой газеты стало признаком респектабельности.
История цензуры в России 16 сентября 1796 года - Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об упразднении частных типографий. 22 октября 1796 года - учреждение первого цензурного комитета. 9 июня 1804 года – первый цензурный устав1826 год - создание III отделения высшей полиции, второй цензурный устав22 апреля 1828 года – новый цензурный устав, более компактный и жёсткийправила о печати, введённые Александром II
Екатерина II(1762-1796)
Александр I(1801-1825)
Николай I(1825-1855)
Александр II(1855-1881)
В России свобода слова и убеждений гарантируется:Всеобщей Декларацией прав человека, статья 19 (10 декабря 1948 года) Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, статья 10 (4 ноября 1950 года) Международным Пактом о гражданских и политических правах, статья 19 (19 декабря 1966 года) Факультативным протоколом к международному Пакту о гражданских и политических правах Конвенцией о международном праве опровержения Декларацией о свободе выражения мнений и информации Конституцией Российской Федерации, статья 29 Федеральным законом "О средствах массовой информации" Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации"
СВОБОДА СЛОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬСловом можно убить, словом можно спастиСловом можно полки за собой повести.(Вадим Шефнер, «Слова»)
Используемые источники и литература 1. Текст Всеобщей декларации прав человека // Действующее международное право. Т. 2. М., 1996. С. 5—8.2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. СПб.,1996.3. Конституция Российской Федерации. М. 19934 Федеральный закон “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года за N 2124–15. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации ” от 20 февраля 1995 года за N 24–ФЗ.4. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.:, 2000.5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М.,1997.6. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997.7. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Составители и авторы вступительной статьи В.А.Карташкин и Е.А.Лукашева. М., 2001.
Литература1.Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.2.Бердяев Н.А. Философия свободы. М.2005 г3.Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 20024.Бурлацкий Ф.М. Проблема прав человека в СССР и России. (1970-80-е и начало 90-х годов). – М.: Научная книга, 1999.5.Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995.6.Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. «Аспект-Пресс»,20017.Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 19928.История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общейредакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1998.9.История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. О.Э. Лейста. –М.: Юридическая литература, 1997.10.Локк Д . Избранные философские произведения. Т.2. М., 1960.11.Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. М.,1998.12.Монтескье Ш. О духе законов //Избранные произведения. М., 1955.13.Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли14.Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.15.Общая теория прав человека. Под ред. Лукашевой Е.А. – М.: Норма, 200216.Права человека: история, теория, практика. М., 1996.17.Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.:“Норма-Инфра-М” 2001. 18.Столяров А. Информационное общество будущего и современность. М.200019.Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. –Уфа: Полиграфкомбинат, 1999.20.Философия свободы. Харьков 200221.Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.22.Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
Интернет-ресурсы: Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http://www.sovetpamfilova.ru/ Декларация прав человека и гражданина (1789): http://www.hro.org/docs/ilex/6/6_5.htm Билль о правах (1789): http://mn-gazeta.ru/vsp/bill_rus.htm Права человека в России: http://www.hro.org/Статья о влиянии телевидения на детей и подростков: http://www.psywork.ru/