EDUCLUSTER Finland LTD Особенности работы учителя с гиперактивными детьми ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Раутио Елены Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот Нарва 2011
Диагноз «СДВГ» ставит детский психоневролог, если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности (дефицит внимания, импульсивность), то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения ведут за ним целенаправленное наблюдение, поскольку своевременно не выявленная гиперактивность может стать причиной школьной неуспеваемости, проявляться неадекватным поведением, снижением самооценки, дезадаптацией.
Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности: наблюдение за ребенком анкетирование родителей анализ успеваемости беседа с психоневрологом (психиатром) опросник для учителей по психологической адаптации ребенка в школе
УЧЕНИК 1 КЛАССА «с» АЛЕКСЕЙ И. СДВГ не имеет медицинского подтверждения Переведен после 1 четверти из класса раннего языкового погружения в класс с русским языком обучения. Учитель ЯзП отмечал слабую подготовку, низкую работоспособность, нежелание работать, частые конфликты с детьми и учителем. При наблюдении отмечаются признаки дефицита активного внимания- продуктивно работает 5-10 минут, избегает трудных, требующих внимания, однообразных заданий, не заканчивает работу, часто забывает или теряет вещи. Двигательная расторможенность- «ерзает», часто меняет позу, двигается по классу во время урока, вертит карандаш, привстает с места, обращается к детям или учителю, во время перемены кричит, бегает, размахивает руками. Импульсивность – не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ с места, вмешивается в ответ другого ребенка, комментирует чужие ответы, начинает отвечать не дослушав вопрос, не контролирует свои действия, слабо подчиняется правилам, повышает голос, легко возбудим, обидчив.
Как помочь в классе ученику с СДВГ ? Организация пространства в классе Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.
Задания Неспособен завершить работу в заданное время. Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. Ему трудно следовать указаниям.
Отвлекаемость Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. Жалуется, что на уроках ему скучно. Легко отвлекается. Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности
Поведение Часто ведет себя вызывающе. Неспособен понять главное в уроке или задании. Выкрикивает ответы или перебивает других. Нуждается в поощрении. Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.
Организация / Планирование Нет порядка в портфеле, на парте. Забывает, что задано на дом. Теряет книги.
Портфель в понедельник: РУССКОЕ СЛОВО УЧЕБНИК МУЗЫКА ТЕТРАДЬ НОТНАЯ ЭСТОНСКИЙ БОЛЬШАЯ ТЕТРАДЬ-УЧЕБНИК РУССКИЙ ЯЗЫК УЧЕБНИК ТЕТРАДЬ С ДОМ. ЗАДАНИЕМ ПЕНАЛ ДНЕВНИК
Неусидчивость Должен все время двигаться. Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.
Настроение / Общение Не понимает норм социального поведения. Не имеет навыков совместной работы с другими. Соученики его не уважают. Неуверенность в себе. Находится в одиночестве или замкнут в себе. Легко отчаивается. Легко раздражается.
МАСЛЕНИЦА: ГРУППА ДЕТЕЙ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ А. ДРУЖНО И БЫСТРО СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА, ИМЕННО А. ПРИДУМАЛ СДЕЛАТЬ МЕТЛУ ИЗ ВЕТОК
CИЛЬНАЯ СТОРОНА А. – АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА, ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОН С ГОТОВНОСТЬЮ БЕРЕТСЯ ЗА ЛЮБОЕ ДЕЛО И УВЛЕКАЕТ ДРУГИХ:
Работа с учеником с СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. Прежде всего, удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВГ. В функции учителя не входит постановка диагноза, но Вы можете и должны поднять вопрос об этом. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы.
Помните, что …дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте таблицы, схемы, планы, списки. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация. …определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет увереннее, если будет знать, чего от него ожидают. …повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЕ УЧЕБЫ: Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и позитивными. Вносите новизну в привычные занятия, играйте, пробуждайте интерес. Это помогает привлечь внимание. Эти дети полны энергии – они любят действовать. А больше всего они ненавидят скуку.
Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала рассказать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Пользуйтесь разными игровыми средствами – интерес повышает мотивацию. Обращайте внимание на взаимодействие детей. Детям с СДВГ необходимо ощущение занятости и приобщенности к общему делу. Не изолируйте его. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
ПОВЕРЬТЕ - в любой какофонии есть мелодия, которую ВАМ еще предстоит услышать.
Использованные материалы и литература: Обучение для учителей по проблемам учеников с СДВГ – материалы семинара *Терхи Ояла, начальник образования, EduCluster Finland Oy Мотивация в школе как фактор, способствующий обучению *Риикка Хирвонен, исследователь, отдел исследования обучения и мотивации, кафедра психологии Ювяскюлясского университета Структурирование обучения как фактор, способствующий обучению *Тийна Пильбака-Рёнка спецпреподаватель, Муураме Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ Г. Монина, Л. Чутко www.psycholog.4wish.ru/detskaya-psi Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощьМонина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. www.tic-pr.com Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Мамайчук И.И book.tr200.net Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка А. Кошелева, Л. Алексеева kravtsoval.ucoz.ru Общие фотографии школьных или классных мероприятий могут быть опубликованы без публикации имен детей (письменное согласие родителей есть в школе).