Муниципальное образовательное учреждение«Приморская средняя общеобразовательная школас углубленным изучением отдельных предметовимени Героя Советского Союза Семенова П. А.» п. ПриморскБыковского муниципального района Волгоградской областиВиды русского фольклораПроект подготовили: ученики 4 «а» класса.Научный руководитель:Данилина С. В. 2008 – 2009 учебный год.
Содержание : Титульный лист;Проблема;Цели и задачи;Что такое фольклор?Сказки. Были. Легенды.Загадки;Пословицы и поговорки;Детский фольклор;Молчанки;Жеребьевки;Считалки;Потешный фольклор;Тайные языки;Авторы – о себе;Особая благодарность…Список используемой литературы.
Методические задачи: Продолжить знакомить детей с устным творчеством русского народа;Воспитывать желание запоминать произведения устного русского народного творчества;Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие народного творчества;Формировать и развивать личность;Развивать умение работать в группах.
Цель проекта: Учиться обрабатывать и систематизировать информацию о видах русского фольклора.Задача проекта:Создать наглядное пособие (папку) с видами русского фольклора для использования ее на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и х/т.
Этапы и сроки проведения проекта: Формирование тем для исследовательской работы;Формирование групп для проведения исследования.I неделя Выбор названия проекта;Обсуждение плана работы с учащимися по группам;Обсуждение возможных источников информации.II неделя Самостоятельная работа групп по выполнению задания во внеучебное время.III неделяПодготовка презентации по отчету о проделанной работе;Защита проекта.IV неделя
Проблема: На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40 годов XX века; считалось правилом хорошего тона знать творчество своего народа До недавнего времени приходилось видеть катастрофический упадок знаний по этому вопросу. Желание знать историю своей культуры имели всего лишь 2 – 3 % людей. Однако, сейчас общественный интерес к истории возникновения русской культуры растет и набирает силу. Дети должны знать ответы на вопросы:Что такое русский фольклор?Каковы виды русского фольклора?Какую роль в жизни народа играет русский фольклор?
Темы самостоятельных исследований:
Фольклор Это устное народное творчество: былины, сказки, песни (лирические, обрядовые), частушки, пословицы, поговорки, загадки и др.«Фольк» - народ, «Лоре» - знание, мудрость.Мудрость народа.
Сказки: Большой объем;Делится на главы;Много героев;Рассказано о многих событиях в жизни героев;События происходят в течение долгого времени.Стихотворная форма;Гипербола;Песенный характерОбъяснение происхождения или существования какого – либо предмета или явления.
Виды сказок: Волшебные;О животных;Бытовые;Богатырские.Повтор;Испытание;Превращение;Волшебный предмет;Сказочное существо;Место действия.
Загадка Иносказательное изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. создание и разгадывание загадок – не только игра, потеха, но и прекрасная тренировка наблюдательности, образной речи.Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу.В воде жива, на суше мертва.(примеры загадок)
Народная песня Боевые;Бытовые;Игровые;Плясовые;Обрядовые;Колыбельные. Это те стихи и музыка, которые созданы народом, исполнялись и исполняются не профессиональными певцами, а самим народом, нашими дедами, прадедами, родителями.Выпускала соколаИз правого рукава:Полети, ты мой сокол, Высоко и далекоНа родиму сторону…
Пословицы и поговорки Это краткие народные изречения, отражающие особенности быта, хозяйствования, взгляды на жизнь в целом, поступки, поведение человека.Они запечатлели лучшие качества, свойства, присущие русскому человеку, в них отражен тот духовный образ, к которому должен стремиться человек: доброта, дружелюбие, ум, трудолюбие, верность долгу, слову, мужество, любовь к Отчизне.
Скучен день до вечера,Коли делать нечего.Красна птица пером, а русский человек – умом.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.Делу время, а потехе – час.
Детский фольклор. Бытовой фольклор(произведения, связанные с какими-либо событиями жизни);Календарный фольклор – песенки, стишки к каким-либо памятным дням и обрядам;Магические произведения – детские заговоры, заклички с целью вызвать желаемое действие со стороны животных, растений и др.;Игровой фольклор: молчанки, считалки, жеребьевки.
Молчанка: Тише, мыши, Кот на крыше кошку за уши ведет, Кошка драна, хвост облез, Кто промолвит слово, Тот ее и съест.Раз, два, три, четыре, пять С этих пор молчать.
Жеребьевки: Матка, матка, чей вопрос: Кому гриву, кому хвост?Ангел божий или черт в рогоже?Конь вороной или сбруя золотая?Ниточку или иголочку?Дома быть иль по морю плыть?
Считалки: Шла кукушка мимо сети, Ей попались злые дети: Раз, два, три – Это верно будешь ты. Раз, два, три, четыре, пять, Одного нужно убрать.
Потешный фольклор. Рифмованные прозвища, дразнилки. Андрей – воробей; Лиза – подлиза; Федя – бредя съел медведя.Поддевки;:Скажи: двести. - Тебе привет передали Двести - Кто?Голова в тесте. - Маша, свинья наша.Поддевки-заманки (говорятся очень быстро). Говори за мной «Я тоже»Я пойду в лесЯ тожеВырублю корытоЯ тожеНалью в него пойлаЯ тожеСвиньи будут естьЯ тожеРазве ты свинья?
Тайные языки Особая часть детского фольклора. Причины их появления: стремление покрасоваться, окружить себя тайной, обособление от взрослых, любование звуками слова, своим умением. Это введение в обычные слова одного и того же слога, в начале слова, в конце или середине. «Пошли играть» - «Тапоташли таитаграть». можно добавить два редко употребляемые два слога («фоти», «верду») Вердупошли вердуиграть. Пошлифоти игратьфоти.
Авторы - о себе. Мы ученики 4 «а» класса. Класс наш очень любознательный, трудолюбивый. Девиз нашего класса «Через преграды к победе стремиться». А наша «ПОБЕДА» - это отличные знания, ловкость, выносливость и дружба.
Особая благодарность Нашей учительнице Данилиной Светлане Владимировне и нашим родителям, которые помогают нам всегда и во всем !
Источники информации : «Традиции воспитания детей у русского народа» Д. И. Латышина;«Радость творчества» О.А. Соломенникова;«Проектная деятельность учащихся» начальная школа;«Повышение профессионального мастерства педагогов» из опыта работы МО учителей начальной школы;«Народоведение» А.А. Басаргина.