Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГ
В этой картине отчётливо слышны отзвуки жанровых полотен Павла Федотова. Какие-то композиционные и стилистические переклички очевидны. И вместе с тем – это произведение Перова гораздо трагичнее, безысходнее.Построенное на идее «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, оно погружает нас в душную, герметическую атмосферу «темного царства» (если вспомнить добролюбовские определения московской купеческой среды). Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГ
На эту вторичность по отношению к художественному миру А.Н. Островского любили указывать критики Перова. В частности известен отзыв И. Крамского об этой картине, посланный на вопрос о её «качестве», заданные П.М. Третьяковым почти через 10 лет после её создания.«Сама гувернантка прелестна, - отвечал Крамской, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то какое, что сразу заставляет понять личность и даже момент, хозяин тоже не дурён, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят.»Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГ
Вряд ли слова Крамского были абсолютно правдивыми.Да, некоторые работы Перова страдают перегруженностью людьми и деталями, и в этой пестроте взгляд теряется.Но в данном случае, надо думать, все персонажи находятся на своём месте и эффективно работают на реализацию художественной идеи, занимавшей ум автора в пору создания этого полотна.Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГ
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГЭтот персонаж, пожалуй, наиболее отвратителен. Комментирую свою картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» - эта многозначительная формула как нельзя лучше характеризует взгляд молодого купчика.
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГНа стене висит портрет «старомодного» купчины – основателя и столпа этого тёмного царства, которое в новейшее время стремится скрыть свою звериную сущность за благопристойной внешностью.
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГВ движении рук гувернантки, достающей рекомендательное письмо, сквозят неуверенность и страшная «чужеродность « этому миру. Более того, в этом жесте уже есть предчувствие своей будущей гибели.
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГЕдинственное светлое пятно на картине – девочка в розовом платье, к оторой, собственно и приглашена гувернантка . Вообще, «розовое» в художественном мире Перова обычно указывает на душевную чистоту.
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.»1866 г., ГТГ