Отчёт по самообразованию "Новое в литературном краеведении"
Методическая тема: «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ЭЛЕКТРОННЫХ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ»
Противоречия Ни достаточного количества книг местных авторов в библиотеках,ни учебных пособий,ни разработанных методических рекомендаций к темам регионального компонента по литературе,ни наглядно-иллюстративного материала,ни возможности вывозить ребят на экскурсии, выставки и встречи.
Региональный компонент по литературе Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. / Сост. Л.С.Скепнер, Е.И.Валькова, Н.П.Сидоренко. – Архангельск, 2005.Учебные программы для средней школы по гуманитарным дисциплинам с национально-региональным компонентом. - Архангельск: ПГУ, 1994.Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. – Архангельск: ПГУ, 2002.Региональный компонент. Художественное чтение и развитие художественной речи. - Архангельск: ПГУ, 1994.Методические рекомендации к программе по литературе (региональный компонент).- Архангельск: ПГУ, 1994.Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально-региональный компонент).- Архангельск: ПГУ, 2001.Н.В.Васильев. Изучение лирики Николая Рубцова в школе. – Вельск, 2006.Литературный Север: книга для учащихся 5-8 кл./ Сост. Л.С.Скепнер. - Архангельск: ПГУ, 1995.Н.В.Дранникова. Фольклор Архангельского края (из материалов архива лаборатории фольклора).- Архангельск: ПГУ, 1999.И.И.Моисеев. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. - Архангельск: «СОЛТИ», 2005.
Цель работы:систематизация краеведческого материала,создание пакета электронных уроков для организации регионального компонента по предмету.
Задачи работы по теме: Изучить возможности использования новых краеведческих материалов на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время. Овладеть достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; Разработать и апробировать новые сценарии уроков литературы и развития речи, внеклассных мероприятий по литературному краеведению; Создать комплект электронных презентаций для уроков литературы Севера; Повысить общекультурный уровень.
Источники самообразования
Тематика электронных уроков по краеведению
Тематика электронных уроков по краеведению
Плюсы использования презентаций на краеведческом занятии презентации создают иллюзию пребывания в родных местах в изучаемый временной период, рядом с писателем, художником или героем;многие уникальные документы, фотографии, картины не могут быть показаны без использования компьютерных демонстрационных средств;использование ИКТ на занятиях литературного краеведения способствует развитию речи учащихся, обогащает их лексический запас;кроме иллюстративности презентации содержат более современный, чем в старых книгах, информационный материал, т.к. включают в себя данные последних публикаций прессы и сети Интернет.
Результаты работы по теме
Разработка комплекта электронных уроков по литературному и лингвистическому краеведению позволяет строить работу таким образом, чтобы организация регионального компонента по предмету отвечала принципу систематичности, состоящему в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения.