Юрий Казаков Слово о писателе
Юрий Казаков – автор непревзойденной прозы: «Некрасивая…», «Голубое и зеленое», «Тихое утро», «Проклятый Север» - все эти вещи будут жить, пока жив русский язык, без них нет нашей литературы XX века.
Заурядная биография
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года, в Москве, в рабочей семье. Родители – Павел Гаврилович и Устинья Андреевна – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии. Жили в коммуналке, в доме на Арбате, где и сегодня расположен зоомагазин.
Отрочество Казакова пришлось на тяжелые военные годы – помогал взрослым тушить зажигалки на крышах, был контужен при взрыве бомбы и с тех пор заикался. Пятнадцати лет стал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, увлекался джазом. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных и играл в разных оркестрах.
В 1953 году, выдержав конкурс 50 человек на место, поступил в Литературный институт, студентом которого в 1956 году впервые приехал на Север – в Архангельск. И с тех пор словно «заболел» Севером…
Север занял особое место в творчестве Казакова...
Север - во многих рассказах и очерках Казакова. Он писал, что здесь всерьез "начал быть". А еще говорил: "Как жалею я иногда, что родился в Москве..."
Архангельск, Белое море, острова — земля и море нашего Севера —и в самом деле были его истинной родиной, прикосновение к которой рождало в нём художника, очень зоркого и требовательного к себе, чувствующего малейшую фальшь и понимающего настоящую красоту, будь то красота человека или пейзажа.
Архангельск, Мурманск, Мезень, Кимжа, Пинега — весь русский Север Казаков объездил, обплавал, исходил пешком. Его сборник рассказов и очерков «Северный дневник» —нежное и суровое сочинение, тревожащее своей правдой жизни.
В сборнике «Северный дневник» Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».
Юрий Казаков впервые увидел наш край, когда у нас люди очень тяжело жили, нищеты хватало. Но писатель так сумел показать Север, что мы чувствуем его драгоценность. И перелистав тот же "Северный дневник", мы будем лучше понимать, что от нас-то тоже многое зависит, что мы можем родину свою малую если не спасать, то ценить, беречь.
В 1958 году Юрий Казаков начал издаваться. В Архангельске вышли детская книжка «Тэдди» и сборник рассказов «Манька».
Рассказ “Тэдди” имеет подзаголовок: “История одного медведя”. Тэдди – большой бурый медведь, он старый цирковой артист, привыкший к клетке и работе на арене. И мир даётся в восприятии этого медведя, через его “сознание”. При перевозке он сбегает из клетки, оказывается на свободе, и происходит процесс постепенного возвращения медведя в природу, в свою естественную среду обитания. Это и есть сюжет рассказа.
Центральный персонаж рассказа “Арктур – гончий пёс”–пёс, слепой от рождения. Но он сохраняет великолепное чутьё к окружающему миру, и когда Арктура привозят в лес, то он, слепой, обнаруживает верность своему природному инстинкту. Жизнь этой собаки входит в жизнь людей: доктора, его хозяина, героя-повествователя. И когда Арктур пропадает, то жизнь людей без него тускнеет.
Главная героиня рассказа «Поморка» - одинокая девяностолетняя старуха Марфа. Впервые за советские годы главным достоинством героини названо то, что она “старинный порядок блюдёт”. И за то она и почитаема односельчанами: “Хорошая старуха-то, святая, одно слово – поморка!” Образ поморки у Ю.Казакова окружён героическим ореолом. Это женщины, обречённые на вечное ожидание мужей и сыновей, всегда уходящих в студёное море и не всегда возвращающихся.
Казаков - видимо, в силу тонкой душевной организации - увидел таких героев, как 90-летняя Марфа. Что поражает в рассказе "Поморка", - Казаков, приехавший на Беломорье в 1956 году, моментально ощутил связь с прошлым, ощутил, откуда он родом. Он услышал, как молилась Марфа, и в нем заговорила генетическая память, он почувствовал, как молились и наши бабки и прабабки, почувствовал то, от чего давно оторвали его поколение. И молодой писатель уже не гнался за "звездными мальчиками", ему не нужны были "апельсины из Марокко". И эмиграция для него в принципе была невозможна.
Казаков задумал – ни много ни мало! – возродить “жанр русского рассказа”. При этом сами рассказы, их “содержание” заметно менялись со временем. Неизменными были лишь темы, как-то сразу найденные писателем. Тема дороги, превращающейся у Казакова в высокое странничество. Русский Север, где он обнаружил чудом сохранившийся островок исторической России и куда ездил всю жизнь. Человеческое счастье, которое возможно только на миг и поэтому почти неуловимо. Искусство, пытающееся – довольно безуспешно – его все-таки запечатлеть, поймать. Любовь и смерть.
Всю жизнь его томили вопросы Нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов. В чем суть истинного счастья? Почему оно так часто зыбко и неустойчиво? Где кончается поэзия и начинается проза человеческих отношений? Есть ли прямой путь от сердца к сердцу? Как его найти? Что таится там, где мы все однажды окажемся?
«Но, к сожалению, писатель по-прежнему остается непонятым и неоцененным. Нынешняя Россия как бы не слышит его. И услышит ли, поймет ли, оценит ли? Вспомнит ли народ, о котором так чисто и честно писал Казаков, юбилей одного из лучших и вернейших своих сынов?»
«Манька»