ПРОЕКТ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЗДОРОВЬЕ»
Паспорт проекта Предмет: Экология человека.Класс: 8 - 9Тип проекта: Практико-ориентированный.Цель проекта – Установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся. Изучить физическое состояние учащихся, выявить влияние физической культуры на здоровье учащихся.Главная задача – Научиться самостоятельно оценивать особенности развития своего организма и определять пути его коррекции, изучив основные методики диагностики и исследования.Объект исследования – Оценка состояния здоровья подростков 13-15 лет МОУ «Нововолковская СОШ».
Обоснование темы В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
Новизна проекта состоит в организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности подростка по изучению и оценки состояния своего здоровья и физического развития. Единственная красота, которую я знаю, это здоровье. Генрих Гейне.
Прогнозируемый результат. Проект научит ребят и их родителей: с уважением относиться к своему организму.самостоятельно оценивать особенности своего развития и определять пути его коррекции.вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.
Направления исследования. «Оценка состояния здоровья учащихся» на основе антропометрических исследований и оценки физической работоспособности учащихся Гипотеза: Мы предполагаем, что по итогам исследования физического развития человека, т.е. по состоянию опорно-двигательной системы, можно оценить его уровень здоровья. на основе изучения влияния образа жизни на состояние здоровья учащихся Гипотеза: Мы предполагаем, что по итогам самооценки психосоциальных условий и режима дня школьников, можно оценить уровень состояния их здоровья.
Методы: ИсследовательскийСравнительно-аналитическийСтатистическийТехнический метод по разработке инструкцийИнформационно-коммуникативный
ПОДПРОЕКТ«ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ» ЦЕЛЬ: Научить оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья, на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся и родителей с результатами практических работ. Выпустить стенгазету «Самооценка уровня здоровья» Ежемесячно проводить в классах старшего и среднего звена классные часы по вопросам здорового образа жизниПериодически проводить конкурсы творческих работ по пропаганде здорового образа жизни.
ПОДПРОЕКТ«Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований» Главная проблема состоит в том, что у многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной массы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.Цель работы – расширить и углубить знания ребят о проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья через знакомство с профессиональной деятельностью врачей, диетологов и спортсменов.Главная задача – научиться самостоятельно оценивать особенности развития своего организма и определять пути его коррекции, изучив основные методики диагностики и исследования.
Практическая работа №1. «Определение гармоничности телосложения». Антропометрические измерения.Метод Кетле. Оборудование: ростомер, сантиметровая лента, блокнот, карандаш, список класса.Измерили рост учащихся при помощи ростомера.Определили массу тела с помощью медицинских весов.Измерили окружность грудной клетки. Сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведении в сторону руках. Обследуемый ученик опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.Данные измерений занесли в таблицу.
МЕТОД КЕТЛЕ(ВЕСО – РОСТОВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ) Идекс Кетле = вес ( кг) / квадрат роста (м)
Практическая работа №2. «Определение типа телосложения школьников.» Изучили информационный блок о типах телосложения (конституции человека).Определили тип телосложения по формуле: масса тела, кг./ рост, см.Сравнили полученные результаты со шкалой пределов: А) 0,28 – 0,31 – свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения; Б) 0,32-0,44 – свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения; В) 0,45-0,53 – свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения; Пользуясь формулой, определили свой тип телосложения. Результаты вычислений занесли в таблицу. Сделали выводы
ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ АСТЕНИЧЕСКИЙ - 60%ГИПЕРСТЕНИЧЕСКИЙ – 30%НОРМОСТЕНИЧЕСКИЙ – 10%
Практические рекомендации: Информационный блок № 1 «Найти волшебную диету» «Прописные истины» - это должен знать каждый Информационный блок №2«Комплекс упражнений для стимуляции роста» «Комплекс упражнений по «Карате» для развития мышц ног, бедер и пресса»
ПОДПРОЕКТ«Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников» Цель: Изучить физическое состояние учащихся, выявить влияние физической культуры на здоровье школьников.
Практическая работа № 1«Определение показателя максимального потребления кислорода (МПК)»
Практическая работа № 1«Методы самоконтроля осанки и ее коррекция»
Практические рекомендации: Довести до сведения уч-ся полученные результаты.Продолжить определение МПК.Подготовить выступления для родителей о влиянии гиподинамии на организм человека.Обратиться к администрации школы с просьбой ввести в уроки физической культуры курс «Хореокоррекции» , - это комплекс музыкально-игровых этюдов, которые снимают напряжение в мышцах и позвоночнике и дают человеку эмоциональную разгрузку.
«Ограничение движений ограничивает мыслительную деятельность» Песталоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разработанный нами проект поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЗДОРОВЬЕ ! ! !
Здоровье – это то, над чем человек в значительной степени способен сохранять контроль. Наш проект нацелен на решение социальных интересов подростка.