Былина как вид фольклора
Героический эпосКарл Великий и Роланд
Былина (старина))- фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном эпизоде русской историиДревнейшие былины появились к IX век Бытование в первоначальном виде XVI - XVII века, к середине XX века – отмирание жанра
Мифологический период (до 9 века)Воплощение исполинских туч, о чем и говорит его имя.Он всегда возит свою жену с собой в хрустальном ларце.Он пытается поднять суму с земной тягой и гибнет
Мифологический период (до 9 века)Волхв Всеславьич (Вольга Святославович)Неустрашимый воин-богатырь наделен вещим знанием и особым искусством превращаться в разных зверей, сын змея и женщины.
Киевский период (9-12 века)Борец за спокойствие и нерушимость границ РусиОсвободитель русской земли от губительных налетов змея.Разумен в речах, сдержан «вежествен», тактичен.Заботливый сын и любящий супруг.Играет в шахматы, музыкант
Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Илья МуромецЧеловек необыкновенной внутренней духовной силы.Крестьянский сынПленил Соловья Разбойника.Его кровный сын стал врагом Киева.
Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Родом из «славного Ростова красного города», поповский сынНе располагает силами, превышающими силы врагов, богатырь полагается лишь на хитрость и изворотливость.Веселый пересмешник, молодой, буйный, озорной, мало задумывается в достижении своих целей.
Новгородские былиныВасилий Игнатьевич БуслаевБез царя в голове, в минуту беды трезвеет и становится героем
14-17 века. Московский периодновые былины не создаются
Два основных цикла
Содержание былиныВ основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге.
Сюжеты былино старших братьяхо борьбе с чудовищамио борьбе с иноземными врагамио встречи и спасении родных,об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену, об эпических состязаниях«Соловей Будимович и Забава Путятична»
Герой былины - богатырь
Женщины- богатыриС. Соломко. Василиса Микулична
Поэтический языкБылины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под аккомпанемент гуслей. Былинный стих относится к тоническому стихосложению.
3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на третий от конца.Он спустил коня да богатырскогоДа поехал ли то по той по силушке татарскоей.Стал он силушку конем топтать,Стал конем топтать, копьем колоть, Стал он бить ту силушку великую – А он силу бьёт, будто траву косит.Его добрый конь да богатырския.
Композиционные особенностиБылинные запевыВысока высота поднебесная, Глубока глубина океан-моря, Широко раздолье по всей земле. Глубоки омуты Днепровские, Высоки горы Сорочинские, Темны леса Брянские, Черны грязи Смоленские, Быстры-светлы реки русские. предваряют общий тон, не связаны с сюжетом былиныБылинные исходыИ тут (такому-то имя) славу поют, И вовеки тая слава не минует.2-3 строчки, в которых обозначается тема тишины, славы – «величание»)То старина, а то деянье,Синему морю на утешениеА быстрым рекам слава до моряА добрым людям на послушанье
ЗачинИз того ли то из города из Мурома,Из того села да с КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец; Во стольном во городе во Киеве у честной вдовы Офимьи Александровны, а был то единый сын Добрынюшка Микитич
Былинные формулы привычного изображения («общие места»)Формула течения времени: Еще день за день ведь, как и дождь дождит,А неделя за неделей, как трава растет,А год за годом, как река бежитСнаряжение богатыря в путь: Он скорешенько скочил как на резвы ножки,Кунью шубоньку накинул на одно плечо,Шапочку соболью на одно ушко.
Cедлание коня : "Он добра коня заседлывает, на коня накладает потничек, потничек то он кладет шелковенький, а на потничек - подпотничек, на потничек седелышко черкасское, черкасское седелышко недержано, подтягивал двенадцать тугих подпругов, тринадцатый для-ради крепости, чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил, добра молодца в поле не выронил; а стремяночки подкладывал булатные, пряжечки то красна золота, да не для красы-угожества, ради крепости все богатырскоей: шелковы подпруги тянутся - не рвутся, да булат железо гнется – не ломается, пряжечки то красна золота, они мокнут да не ржавеют. И садится на добра коня: видели добра молодца сядучи, да не видели удалого поедучи". Скачка :"Скакал он выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего, с горы на гору перескакивал, реки-озера перескакивал, широки-раздолья промеж ног пущал".
Стрельба из лука:"Вынимал он из налучна тугой лук, из колчана вынимал калену стрелу, и берет он тугой лук в руку левую, калену стрелу во правую,накладывает стрелочку каленую на тетивочку шелковую; натянул он тугой лук за ухо, калену стрелу семи четвертей: заскрипели полосы булатные, и завыли рога у туга лука, спела тетивочка шелковая, полетела стрелочка каленая".Ловкость молодца в чистом поле: "А кидает он палицу булатную под облако под ходячее; Одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает".
Вопросы неизвестному приезжему богатырю:"Ты откудова, удалый добрый молодец, ты коей земли, коей орды, коего отца, матери, как тебя по имени зовут, нарекают по изотчине"?Приезд богатыря:Богатырь "привязывает добра коня у того ли столба точеного, у того кольца золоченого, заходит в палаты белокаменны, крест кладет да по писаному, поклон ведет да по ученому, бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны (такому-то) в особицу".
Пир у князя ВладимираРябушкин А.П. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888. "Все то на пиру напивалися, все на честном наедалися, все на пиру порасхвастались: иной хвастает городами с пригородами,иной хвастает золотой казной, иной хвастает добрым конем, разумный хвалится родной матушкой, безумный хвастает молодой женой"
Основные композиционные приёмыПротивопоставление (антитеза)Утроение эпизодовПовторение общих местЗамедление действия (ретардация)
Главный художественный прием - гиперболаОснован на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета
Особенности языкаПостоянные эпитеты«матушка святая Русь", "стольный Киев-град", «богатырь удалый»"дорога прямоезжая","гусельки яровчаты". Тавтологические повторы«черным- черно»«много-множество»Синонимические повторы «злодей-разбойник»«драться-ратиться»ПараллелизмыПодхват (повтор последних строк предыдущей строки в начале последующей)
Рассказали мы про дела старые. Что Про старые, про бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушались, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская
Домашнее заданиеС. 16-22 читать С. 22 в 1, 2 устно