Человек и природа в художественной литературе и жизни Авторы: Романова Т.Н., Кусакина Е.А., Савкова Т.С.Проект по литературе для учащихся 7 класса
Берегите Землю! БерегитеЖаворонка в голубом зенитеБабочку на листьях повилики,На тропинках солнечные блики,На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем,Ласточку, мелькающую в жите.Берегите Землю! Берегите! М. Дудин.
Насколько актуальны взаимоотношения человека и природы в XXI веке
В.И.Вернадский о природе Идеи, возникшие при непосредственном наблюдении и при активной жизни в российской глубинке, легли в основу учения В.И.Вернадского о биосфере и неизбежности её превращения под действием разума и труда человечества в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные и духовные потребности численно возрастающего человечества.Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере в наше время стало основой экологической стратегии человечества, от которой зависит её будущее. Учёный писал, что именно в ноосфере действуют сложные разносторонние взаимодействия человека и общества с природой, что ход научной, социальной мысли, практических действий должен быть направлен на устранение или уменьшение влияния неблагоприятных для будущих поколений человечества последствий технического прогресса, на сохранение динамичных равновесий биосферы и приумножение её природных богатств.
1. Кто такой В.И.Вернадский? Что вы знаете о нём?2. Общественная и научная деятельность В.И.Вернадского.3. Вклад учёного в развитие родного края.4. Состояние природной среды в Тамбовской области.
Михаил Михайлович Пришвин Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина. Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.
Какой смысл вкладывает М.М.Пришвин в название сказки – были «Кладовая солнца»?
1. Какую роль в развитии событий повести «Кладовая солнца» играет природа? а) Описание Блудова болота. б) Природа предвещает недоброе. в) Приключения Насти и Митраши в лесу. г) Какую правду перешёптывал Антипыч и собакам, и людям? д) Все ли герои повести прислушиваются к природе, ценят и понимают её? 2. Что такое для вас, ребята, «кладовая солнца»? 3. Составить кроссворды по содержанию повести и найти ключевые слова, помогающие сделать вывод.
Что значит «учиться у дуба, у берёзы…»?
Задания1. Подобрать стихи, подтверждающие связь человека с природой.2. Проанализировать стихотворение А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»3. Сделать вывод о взаимоотношении человека и природы в стихотворении А.Фета.
В ответе ли мы за тех, кого приручили?
Задания 1. По какому правилу жил Маленький принц на своей планете?2. В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?3. Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?4. Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу?5. Почему Маленький принц возвратился на свою планету?6. Почему автор желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю?
Дополнительные источники 1.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. 6 класс.2. Microsoft office. Power Point 2003, ресурсы сети Интернет (http://images. yandex. ru/).3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 19984. Мотяшов И. Михаил Пришвин. Детская литература. М., 19965. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под ред. В.С.Кукушкина. М., ИКЦ. «МарТа – Ростов н/Д», 20066. « Литература и русский язык» - подраздел интернет – портала Учёба.ру.7. « Litra. ru».8. razumniki. ru > Кладовая солнца.