Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Финансовая система РФ - система относительно самостоятельных звеньев: Общегосударственные финансы (финансы РФ и финансы субъектов РФ) Территориальные ( муниципальные) финансы Финансы хозяйствующих субъектов Финансы граждан
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Государственные (общегосударственные) финансы - совокупность финансовых отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Общая характеристика государственных финансов: Непосредственное участие государства в процессе перераспределения национального дохода страны Концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства Финансирование общегосударственных нужд Формирование за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от госпредприятий и т.п.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Территориальные (муниципальные, местные) финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление отделено от государственной системы управления по Конституции РФ. Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления (Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», сентябрь 1997 года). В целом же, говоря о структуре государственных финансов, подразумевают три их уровня: Федеральные финансы Финансы субъектов РФ Местные (или муниципальные) финансы.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Цель функционирования государственных финансов – ресурсная поддержка для реализации государственных функций по обслуживанию определенных общественных потребностей. Функции государственных финансов: Аккумулирующая – по мобилизации необходимых финансовых ресурсов для удовлетворения соответствующих целевых потребностей. Распределительная – связанная с использованием ранее мобилизованных денежных средств. Регулирующая – реализуемая в процессе целевого государственного контроля за финансовой деятельностью собственных органов управления и процессами макроэкономического развития общества в целом.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Государственные финансовые ресурсы (фонды) – это находящиеся в распоряжении государственных органов власти и государственных предприятий (учреждений) целевые Фонды денежных средств, формируемых и используемых в порядке, определенном действующим финансовым законодательством. К ним относятся: Бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, местные и муниципальные) Внебюджетные специальные фонды Резервы Центрального банка Фонды унитарных государственных предприятий Фонды бюджетных организаций
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Состав общегосударственных финансов: Бюджетная система РФ (бюджеты всех уровней) Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит Государственный фонд страхования Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления (англ. budget – сумка, кошелек)
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Сущность государственного бюджета Государственный бюджет как социально-экономическая категория – основной инструмент перераспределения национального дохода страны. Государственный бюджет как организационно экономическая категория – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти Государственный бюджет как правовая категория – основной финансовый план страны, утверждается законодательными органами власти, имеет силу закона Государственный бюджет в материальном смысле - Общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Бюджет имеет определенную систему организации экономических отношений (бюджетное устройство и бюджетная система). Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Основные цели государственного бюджета : Регулирование экономики путем перераспределения НД и ВВП (бюджетное регулирование) Бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое перераспределение ВВП и НД 2. Ресурсное обеспечение иных, присущих государству функций (финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств и др.)
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов Основа бюджетного регулирования – закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Функции бюджета: Образование основного централизованного фонда денежных средств (налоги, налоговые доходы, займы) Расходование бюджетного фонда (конкретные направления бюджетных расходов по отраслям, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам) Контрольная функция (создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Особенности бюджета, как экономической категории: Денежная форма отношений (опосредует движение финансовых ресурсов); Ограниченная сфера действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.); Участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население; Безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением предоставления бюджетных ссуд); Исторический характер возникновения совместно с государством и развитием товарно-денежных отношений.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Бюджетная система Российской Федерации: I уровень - Федеральный (государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов - II уровень - Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов III уровень - Местные бюджеты в т.числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Бюджетная система РФ В Российской Федерации 89 субъектов , из них: 21 республиканский бюджет 55 краевых и областных бюджетов 11 бюджетов автономных округов городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: 1 – образование доходов бюджета; 2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета). Доходы бюджетов –это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Расходы бюджетов – - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Характеристика доходов в соответствии с порядком и условием зачисления в бюджет: Закрепленные доходы. Такие доходы полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой включения в бюджеты этих доходов является налоговое и бюджетное законодательство. Регулирующие доходы. Поступают в соответствующий нижестоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уровня. Регулирующие доходы распределяются ежегодно.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет 3. Дотации. Представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве помощи. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. 4. Субвенции. Выделяются на определенный срок из бюджетов вышестоящих уровней на конкретные цели. Подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные сроки.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет 5. Субсидии. Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих бюджетов на финансирование определенных мероприятий и предполагающее долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. 6. Бюджетная ссуда. Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездна, т.е. ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. В отличии от дотации, субвенции и субсидии бюджетные ссуды могут выделяться в порядке бюджетного регулирования в течении финансового года. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной и возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Расходы бюджета Расходы бюджетов подразделяются на две категории: текущие расходы бюджет развития Бюджет текущих расходов – это расходы на содержание, т.е. обеспечение деятельности органов государственной власти и управления бюджетных организаций, учреждений, предприятий и расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений. Бюджет развития – расходы на расширение производства, на ассигнование инвестиций, которые должны способствовать развитию каких-либо экономических структур в будущем. В случае бюджетного дефицита приоритетному первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Принципы построения бюджетной системы: Единство (общая для всех бюджетов правовая база, денежная система, формы документации, принципы организации бюджетного процесса и др.). Разграничение доходов и расходов между бюджетами различных уровней. Самостоятельность бюджетов (наличие собственных источников доходов и самостоятельное определение направлений расходов). Полнота отражения бюджетных доходов и расходов (все подлежит отражению в полном объеме). Сбалансированность бюджета (обеспечение равновесие между доходной и расходной частями бюджета). Эффективность и экономичность использования бюджетных средств. Общее (совокупное) покрытие расходов. Достоверность (реалистичность расчета доходов и расходов). Правдивость (недопустимость умышленной фальсификации бюджета. Гласность.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Общая характеристика бюджетов: Каждый из них является самостоятельным финансовым фондом Прямой перелив финансовых ресурсов между ними осуществляются из вышестоящего в нижестоящий бюджет. Наличие различий в устройстве бюджетных систем федеральных государств Основные типы организации бюджетных систем: Централизованные Децентрализованные Комбинированные.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Централизованный тип бюджетной системы : Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму. Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Децентрализованный тип бюджетной системы: Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Комбинированный тип бюджетной системы: Повышенная ответственность федерального центра при ограничении самостоятельности региональных властей. Значительная роль трансфертов из вышестоящих нижестоящим бюджетам для регулирования и бюджетного выравнивания регионов. Использование механизмов горизонтального и вертикального выравнивания
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню: - среднедушевого бюджетного дохода, - прожиточного минимума, - доходов и расходов населения региона.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Типы моделей бюджетного федерализма: Советская Китайская Американская Канадская Германская.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Советский тип модели бюджетного федерализма Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности. Недостатки: нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов; постоянно нарастающая нагрузка на бюджет самого высокого уровня, в итоге он рушится
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Китайский тип модели бюджетного федерализма Разновидность советской модели. Налоги собираются региональными властями Центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Устанавливаются задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Американский тип модели бюджетного федерализма Относительно большая самостоятельность отдельных штатов Система горизонтального долевого распределения доходов Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы. Недостатки: Не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов Содействует развитию богатых штатов.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Канадский тип модели бюджетного федерализма Социально-ориентированный вариант американской Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Германский тип модели бюджетного федерализма Единообразное распределение ресурсов между землями Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системы. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Недостатки: сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы значительные суммы собственных доходов сильных звеньев через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Особенности организации бюджетов в РФ Составление консолидированных бюджетов. Возможность введения чрезвычайного бюджета. Характеристика консолидированного бюджета Консолидированный бюджет – свод самостоятельных бюджетов всех нижестоящих уровней бюджетной системы Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития. Являются статистическим сводом бюджетных показателей, которые используются в бюджетном планировании для расчета обеспеченности жителей страны, отдельных территорий Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Консолидированные бюджеты РФ Консолидированный бюджет РФ –свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Характеристика по составу: Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований. Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Чрезвычайный бюджет Чрезвычайный бюджет – это бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. Характеристика чрезвычайного бюджета Строится на определенном режиме чрезвычайного расходования бюджетных средств Вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров, не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг Основанием для разработки и введения является введение чрезвычайного положения в стране либо на части территории, которое вводится Президентом и принимается Федеральном Собранием
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств называется секвестром бюджета. Секвестр бюджета – пропорциональное ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года Секвестру не подлежат защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) Входят в состав федерального (до недавнего времени) и территориальных бюджетов (субъектов РФ и местных бюджетов) Формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. Состав целевых бюджетных фондов: дорожный экологический воспроизводства минерально-сырьевой базы восстановления и охраны водных ресурсов развития таможенной системы государственный фонд борьбы с преступностью по охране озера Байкал и др. фонд развития территорий города (Москва) Состав целевых бюджетных фондов отличается динамизмом
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Система ЦБФ в бюджетах разного уровня существует 10 лет Этапы развития ЦБФ: 1995-1997 гг. – зарождение ЦБФ. В основном путем консолидации в бюджеты фондов, ранее существовавших как внебюджетные 1998-2000 гг. – быстрый рост доли ЦБФ в бюджетах. Формируется нормативно-правовая база существования ЦБФ. Хотя, до н.в. еще нет единых методологических подходов к к порядку создания и ликвидации ЦБФ, источников доходов и направлений расходов С 2001г – упорядочение и совершенствование системы ЦБФ. Оценивается эффективность их, проводится оптимизация их объемов, структуры доходов и расходов
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Изменения по ЦБФ последних лет Отказ от формирования ЦБФ на уровне федерации До 01.01.05 ЦБФ существовали более чем в 70 субъектах РФ с объемом расходов от 1 до 20% расходов бюджета (6 место по объему расходов) Из общей суммы расходов ЦБФ – 71% составляли расходы территориальных дорожных фондов (ТДФ) С 2005г сокращение ЦБФ субъектов РФ– с введение в действие новой бюджетной классификации, не предусматривающей (с 2005г) специальных кодов для учета доходов и расходов ЦБФ, только 30% субъектов РФ сохранили свои ЦБФ. Доля расходов территориальных дорожных фондов (ТДФ) - 92,1% общего объема расходов ЦБФ Из 89 субъектов РФ сохранивших ЦБФ ТДФ существует в 21, и в 11 является единственным ЦБФ Отказ от ЦБФ на федеральном уровне, в том числе ДФ – финансирование дорожного хозяйства снизилось в 3 раза
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Субъект РФ __________________ Новгородская обл. Псковская обл. Московская обл. Москва Магаданская обл. Калмыкия Санкт-Петербург Свердловская обл. Доля ЦБФ в расходах Доля ТДФ в ЦБФ бюджета РФ (в % ) ( в %) __________________________________________ 18 99 17 100 15 88 14 54 14 100 14 100 14 49 14 98
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Доходы федерального бюджета РФ По социально-экономическому признаку: от хозяйствующих субъектов от государственных имущества и угодий от государственной внешнеэкономической и другой деятельности от личных доходов граждан По степени централизации: собственные доходы регулирующие доходы По сфере привлечения: налоговые (более 80%); неналоговые поступления ( до 10%); поступления от целевых бюджетных фондов (около 10%).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. (налоговые и часть неналоговых) Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Налоговые доходы: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи Государственные пошлины в соответствии с законодательством РФ
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Экономическое содержание налогов Налоги – экономическая категория, характеризующая экономические (денежные) отношения изъятия и определяющая способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов государством Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Признаки налогов как экономической категории : Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции. Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной, при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов Безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом ничего не получает взамен: ни право участия в хозяйственных операциях, ни право пользования какими- то объектами, на права какого-либо действия( ввоза, вывоза товара) ни документа, удостоверяющего право плательщика на использование перечисленных им бюджетных средств. Этим налоги отличаются от пошлин.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Сборы – денежные отношения, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Пошлина – денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо операций (ввоз, вывоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет По признаку переложимости: Прямые налоги Косвенные налоги Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги с наследства и дарения). Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. Покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Неналоговые доходы федерального бюджета РФ Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Доходы от продажи государственного имущества, находящегося в государственной собственности (приватизация). 1996г. – 76%; 1999г. – 49,5%. Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей , - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ Прибыль ЦБ РФ – по нормативам, установленным федеральным законом. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы от реализации государственных запасов и резервов. Доходы от деятельности целевых бюджетных фондов
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Расходы федерального бюджета РФ Расходы бюджета – - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет По роли в воспроизводственном процессе затраты, связанные с финансированием материального производства содержанием затраты, связанные с финансированием непроизводственной сферы
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет По функциональному назначению расходы по финансированию народного хозяйства на социально-культурные мероприятия на оборону страны на содержание аппарата управления на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу на обслуживание государственного долга
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет По характеру воспроизводства текущие расходы капитальные расходы
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Текущие расходы бюджета - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные расходы бюджета – для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: капитальные вложения в основные фонды, в уставной капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Формы расходов бюджетов. 1. Ассигнования бюджетным учреждениям и органам государственной власти (органам местного самоуправления), на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. 2. Средства на оплату продукции, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам. 3. Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами госвласти, приводящих к росту расходов или уменьшению бюджетных расходов. 4. Трансферты населению, включающие ассигнования местному самоуправлению обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и муниципалитетов (пенсии, стипендии, пособия, компенсации).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Формы расходов бюджетов 5. Ссуды юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты). 6. Субсидии и субвенции юридическим лицам. 7. Инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц. 8. Ссуды, дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам, государственным внебюджетным фондам. 9. Кредиты иностранным государствам. 10. Средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных (муниципальных) гарантий.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Резервный фонд Президента РФ Создание резервного фонда Президента РФ предусматривается в расходной части Федерального бюджета Средства резервного фонда Президента расходуются на финансирование непредвиденных и дополнительных расходов в соответствии с указами Президента РФ Средства резервного фонда Президента не могут быть направлены на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Резервные фонды создаются в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы для финансирования непредвиденных расходов: Резервные органы исполнительной власти Резервные фонды органов местного самоуправления Размер резервных фондов бюджета РФ не может превышать 3 % утвержденных расходов Непредвиденные расходы – расходы на проведение аварийно восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Дефицит и профицит бюджета В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета могут возникнуть три ситуации: сбалансированность доходов и расходов (возможна только теоретически); превышение расходов над доходами – дефицит бюджета; превышение доходов над расходами – профицит бюджета.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Последовательность сокращения профицита в процессе составления или рассмотрения бюджета : Сокращение привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности Сокращение привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета) Дополнительное погашение долговых обязательств Увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Первичный профицит – превышение доходов над расходами без учета затрат на обслуживание государственного долга. Бюджетный дефицит - дефицит, предусмотренный в самом бюджете, для покрытия которого должны быть изысканы источники его финансирования. Действительный дефицит - дефицит скрытый в бюджете и выявляющийся лишь из отчета о поступлении доходов и производстве расходов. Он вызывается преувеличенной оценкой доходных предложений и заниженной оценкой расходных назначений. Бюджетный дефицит не всегда совпадает с действительным. Случайные дефициты могут быть вызваны – неурожаями войнами, катастрофами.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Источники покрытия дефицита Федерального бюджета РФ (определяются ежегодно федеральным законом «О Федеральном бюджете»): Свободные остатки средств от исполнения прежних бюджетов. Сокращение расходов. Продажа государственного имущества Эмиссия денежных знаков.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Классификация источников финансирования дефицита внутренние (кредиты от кредитных организаций, госзаймы, бюджетные ссуды) внешние (кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых государств, государственные и муниципальные займы в иностранной валюте, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Границы бюджетного дефицита (определяются Бюджетным кодексом) Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 10-15% объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Текущие расходы бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 5. Государственные финансы и государственный бюджет Временный дефицит – при размере дефицита не более 3 % ВВП и наличия перспективы его преодоления Допустимый дефицит – при размере 10 % суммы доходов Критический дефицит – при размере более 20 % суммы доходов.