Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций.Финансовая политика – это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.Финансовая политика – это:Составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития государства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.Самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений (производственно и распределительно-финансовых).
Финансовая политика государства – совокупность методов инаправлений воздействия государства на функционированиефинансовой системыВыделяют внешнюю и внутреннюю финансовую политикуНаправления финансовой политики:Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями хозяйственной системыОптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправленииСовершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства
Финансовая политика государства реализуется путем::Выработки концепции развития финансовой системы государства (определение ее основных направлений, целей и главных задач)Составление целевых финансовых программОпределение более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства
Финансовая политика государства как искусство управленияфинансами государства включает в себя стратегию и тактикуФинансовая стратегия - определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программФинансовая тактика – совокупность конкретных методов (приемов) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуацииТ.е. основой финансовой политики государства является:Определение стратегических направлений использования финансовых ресурсов на перспективу Выбор тактических целей и задач для текущего периода
Типы финансовойПо направлениям реализации По длительности действияПо способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри системыПо инструментам воздействия государства на финансовую систему политики государстваПолитика доходовПолитика расходовТекущаяДолговременнаяДефляционнаяРефляционнаяБюджетная политикаНалоговая политикаВалютная политикаКредитная политикаУчетная (дисконтная) политикаПолитика по управлению финансами
Политика доходов направлена на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам, а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников.Политика расходов направлена на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей общества.
Текущая финансовая политика – направлена на оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев. Ее цель - обеспечить нормальное функционирование финансового механизма, поддерживать сбалансированное равновесие между звеньями финансовой системыДолговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Действует продолжительный период и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и финансовом механизме.
Дефляционная финансовая политика – система мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления темпов экономического ростаРефляционная финансовая политика - система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста
Важнейшие составляющие финансовой политики государствабюджетная (основывается на Бюджетном кодексе и др. законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс)налоговая (построение налоговой системы)инвестиционная (привлечение отечественных и иностранных инвестиций)социальная (обеспечение прав граждан России, установленных в Конституции РФ )таможенная (ограничение или расширение доступа на внутренний рынок товаров, работ и услуг, поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров работ и услуг )
Факторы, учитываемые при формировании финансовой политики:Конкретные исторические условияСпецифика каждого этапа развития обществаОсобенности внутренней и международной обстановкиРеальные экономические и финансовые возможности государстваХод рыночных реформ и особенности переходного периода национальной и региональной экономики
Задачи финансовой политики:Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов на основе финансовых методов.Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Оценка результатов финансовой политики государстваосновывается на ее соответствии интересам общества ибольшинства социальных группПриоритеты финансовой политики:Снижение социальной напряженностиОздоровление государственных финансовВосстановление нормального функционирования банковской сферыДостижение сбалансированности товарных и денежных потоковПовышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государстваСоздание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфереИскоренение финансовых злоупотреблений и коррупции
Типы финансовой политикиКлассическая финансовая политика (до 20-х годов ХХ-го века,в основе труды классиков)Основы формирования классической финансовой политики:Невмешательство государства в экономику.Сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.Наличие финансового механизма соответствующего целям данной финансовой политики. Высший орган управления финансовой деятельностью – Министерство финансов (казначейство). Простая и эффективная система налогов с точки зрения взимания, включающая в основном косвенные и имущественные налоги.
Регулирующая финансовая политика 1 этап - с конца 20-х годов ХХв.в основе теория Кейнса и его последователей.Характеристика регулирующей финансовой политики 1-го этапа:Необходимость вмешательства государства в экономическое развитие.Основными инструментами вмешательства в экономику являются расходы государства, за счет которых формируется дополнительный спрос. Система налогов более сложная, в основе подоходный налог с прогрессивными ставками.Усиление роли государственного кредита. Активное применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п.Реализация политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран
Регулирующая финансовая политика 2 этап – с 70-х годов - в основе неоклассическая теория, неоконсервативная стратегияХарактеристика регулирующей финансовой политики 2-го этапаОграничение вмешательства государства в экономику и социальную область. Многоцелевое регулирование экономики. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости:сокращения объема перераспределения НД через финансовую системуснижение бюджетного дефицитастимулирование роста сбережений как источника производственного инвестированиясокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения
Характеристика планово-директивной финансовой политикиПрименяется в странах с административно-командной системой управления экономикойПрямое директивное руководство государством всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.Цель политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с планом.Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия у предприятий, населения и органов власти всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Политика эффективна в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.)Не эффективна в условиях нормального функционирования экономики (снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства).
Положительные результаты финансовой политики РФ на современном этапеРост инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий Проведение Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политикиВнесение определенности в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу 4. Реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ с соответствующим разграничением предметов ведения и учета реального финансового потенциалаНедостатки: Устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния Коммерциализация социальной сферы
Пути улучшения финансовой политики:Сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондовСреднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат Совершенствование налоговой системыСтабилизация валютного курса рубляРегулирование процентных ставокПовышение эффективности использования государственной собственностиСовершенствование бюджетного федерализмаКассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначействаРазвитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежьяЕдинство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля