Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определённые меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (адаптивная политика),* Например:Индексация доходов населения — полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги.Соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы.
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА либо предпринять меры, противодействующие её развитию (активная политика)*Пример:контроль за денежной эмиссией;недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке* купля-продажа ценных бумаг центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег.пресечение обращения денежных суррогатов* заменители официальных форм денег, вводимые в обращение хозяйствующими субъектами произвольно с целью осуществления платежей. ;проведение денежной реформы конфискационного типа.
ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА Антиинфляционная политика- это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путём регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Цель: ослабление негативных социально – экономические следствия инфляции.Антиинфляционная стратегия – ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшению инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться путём разработки долговременной программы.Антиинфляционная тактика – готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.
СФЕРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно – кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствия гиперинфляции могут использоваться денежные реформы. Также регулирование инфляции вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и заработной платой.
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Антиинфляционная политика не вносит изменения в денежную систему страны. В рамках антиинфляционной политики существуют два основных направления: Политика доходов(прямой метод регулирования).Дефляционная, фискальная, монетарная политика (косвенный метод регулирования)
ПРЯМОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ Политика доходов подразумевает:параллельный контроль над ценами и заработной платой полное их замораживания или установление предела их роста. Проведение политики доходов может вызвать социальные противоречия.
КОСВЕННЫЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ Дефляционная политика заключается в регулировании денежного спроса через использование денежно-кредитного и налогового механизма и предполагает:снижение государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиление налогового бремени, ограничение денежной массы. Дефляционная политика приводит к замедлению темпов экономического роста.
АЛЬТЕРНАТИВЫ Проведение антиинфляционной политики с целью сокращения темпа роста денежной массы:Политика градуирования (постепенно);Шоковая терапия (резко).моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий
АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ Меры, направленные против инфляции спроса:уменьшение государственных расходов;увеличение налогов;сокращение дефицита государственного бюджета;переход к жесткой кредитно-денежной политике;стабилизация валютного курса путем его фиксирования.Меры, направленные против инфляции издержек:сдерживание роста факторных доходов и цен;борьба с монополизмом и развитие рыночных институтов;стимулирование производства в рамках «экономики предложения», что в свою очередь предполагает:снижение налогов (для бизнеса и подоходного);развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;удержание денежной эмиссии строго в рамках ожидаемого прироста уровня выпуска.
Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.
Спасибо за внимание!