Содержание и значение финансовой политики. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики Современная финансовая политика Российской Федерации
финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов для воздействия на социально-экономические процессы финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов для воздействия на социально-экономические процессы
Финансовая политика представляет собой часть общей экономической политики… Финансовая политика может быть отделена от других ветвей экономической политики не по целям, но по средствам их достижения Финансовая политика представляет собой часть общей экономической политики… Финансовая политика может быть отделена от других ветвей экономической политики не по целям, но по средствам их достижения Дитер Брюммерхофф. Теория государственных финансов.
В рамках данного курса в качестве субъекта финансовой политики рассматриваются органы государственной власти и местного самоуправления В рамках данного курса в качестве субъекта финансовой политики рассматриваются органы государственной власти и местного самоуправления
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов Выработка научно обоснованной концепции развития финансов Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период Разработка финансового механизма
Виды финансовой политики в зависимости от стадий экономического цикла: Виды финансовой политики в зависимости от стадий экономического цикла: Финансовая политика в условиях спада (стагнации) Финансовая политика в условиях оживления и подъема Виды финансовой политики в зависимости от временного аспекта: Финансовая стратегия Финансовая тактика
Виды финансовой политики в зависимости от объекта и инструмента воздействия: Виды финансовой политики в зависимости от объекта и инструмента воздействия: Налоговая Бюджетная и т.д.
Некоторые зарубежные авторы считают, что ф.п. также зависит от выборного цикла
В федеративных государствах в рамках полномочий ОГВ субъектов федерации и ОМСУ может проводится региональная и местная финансовая политика, не противоречащие единой государственной финансовой политике В федеративных государствах в рамках полномочий ОГВ субъектов федерации и ОМСУ может проводится региональная и местная финансовая политика, не противоречащие единой государственной финансовой политике В РФ основной проблемой реализации самостоятельной региональной и местной политики является централизация бюджетно-налоговых полномочий на федеральном уровне
Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов… Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов…
Виды финансовой политики в зависимости от позиций государства в части воздействия на экономические процессы Виды финансовой политики в зависимости от позиций государства в части воздействия на экономические процессы Дискреционная фискальная политика - преднамеренное изменение методов финансового регулирования с целью: - обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости и - стимулирования экономического роста. Недискреционная политика – изменение методов финансового регулирования как следствие сложившийся ситуации
Отличие трактовки понятия фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе: Отличие трактовки понятия фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе: В зарубежной литературе (Самуэльсон, Макконелл, Брю и др.) – фискальная = политика в области бюджетных доходов и расходов В отечественной литературе – фискальная=налоговая
Значение финансовой политики заключаются в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации. Значение финансовой политики заключаются в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации. Главный критерий эффективности финансовой политики – достижение целей экономической политики (снижение дифференциации доходов отдельных социальных групп, интенсивный рост ВВП, изменение отраслевой и территориальной структуры ВВП и т.д.)
Четкое формулирование целей, подцелей, их ранжирование, согласованность финансовой стратегии и финансовой тактики Четкое формулирование целей, подцелей, их ранжирование, согласованность финансовой стратегии и финансовой тактики Научно обоснованный выбор методов достижения соответствующих целей и последовательность их применение Изучение исторического, международного опыта разработки и реализации финансовой политики, оценка возможности применения опыта в конкретной экономической ситуации с учетом национальных особенностей
Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений или – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов, способы их количественных определений
сметное бюджетное финансирование образовательного учреждения сметное бюджетное финансирование образовательного учреждения нормативно-подушевое бюджетное финансирование образовательного учреждения образовательные гранты, стипендии студентам (источник – бюджетные средства, негосударственные фонды, частные лица) оплата образовательных услуг за счет средств банковского кредита (но с участием государственной поддержки субсидирование ставки, государственные гарантии и т.д.) формирование с участием бюджетных средств фонда, предоставляющего образовательные кредиты студентам и т.п.
системные экономические и политические преобразования системные экономические и политические преобразования демографические влияние общемировых тенденций, в том числе процессы глобализации изменение общественных представлений, в том числе о значимости того или иного блага
Для современной финансовой политики Российской Федерации характерны: Для современной финансовой политики Российской Федерации характерны: снижение налогового бремени (признак либеральной политики) увеличение доли государственной собственности в ВВП централизация бюджетных средств и полномочий на федеральном уровне изъятие части средств из экономики (профицит бюджетов, нефтегазовые фонды) социальная направленность за последние годы наблюдался рост расходов на управление (практически прямая корреляция с ростом цен на нефть) попытка создания механизма инвестирования бюджетных средств новые механизмы регулирования финансового рынка
посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
БП должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции БП должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу (ДБП)
Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования
Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР)
Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора Расширение практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета
Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере
Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают: Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают: приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения снижение бедности, повышение результативности социальной политики конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных организаций к выполнению услуг, финансируемых за счет бюджетных средств открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы
Повышение эффективности налогового администрирования Повышение эффективности налогового администрирования Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя Совершенствование налогообложения добычи нефти
Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа Введение налога на недвижимость.
Приведение в соответствие уровня обязательств, взятых на себя государственными медицинскими учреждениями, с их возможностями Приведение в соответствие уровня обязательств, взятых на себя государственными медицинскими учреждениями, с их возможностями Повышение уровня финансирования и отдачи средств, направленных на финансирование здравоохранения Улучшение обслуживания населения
-реструктуризация сети образовательных организаций, -реструктуризация сети образовательных организаций, -переход на нормативно-подушевое финансирование -внедрение образовательных кредитов, - сокращение непрофильных факультетов в ВУЗах, -создание независимых систем контроля качества образования, -создание и развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей дополнительные образовательные программы, программы переподготовки и повышения квалификации; -создание координационных центров, объединяющих в себе аналитические функции оценки потребностей рынка труда и распределительные функции службы занятости; - адаптация программ дошкольного воспитания под требования начальной школы;
-разработка эффективной системы оценки качества работы преподавателей и поощрения тех, кто добьется определенных результатов; -разработка эффективной системы оценки качества работы преподавателей и поощрения тех, кто добьется определенных результатов; -создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования создание условий для развития общественных институтов в управлении образованием - обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями
Одним из возможных путей реформирования системы формирования заработных плат бюджетников является внедрение в российскую практику принципа оплаты труда по результатам (ОТР). В последние годы этот принцип получает все большее распространение в наиболее развитых странах. Одним из возможных путей реформирования системы формирования заработных плат бюджетников является внедрение в российскую практику принципа оплаты труда по результатам (ОТР). В последние годы этот принцип получает все большее распространение в наиболее развитых странах.
усиление программно-целевой компоненты в деятельности государства усиление программно-целевой компоненты в деятельности государства переход к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности российского бизнеса
Необходимо провести коренные преобразования, направленные на интеграцию инвалидов в полноценную жизнь общества Необходимо провести коренные преобразования, направленные на интеграцию инвалидов в полноценную жизнь общества
Поддержание финансовой устойчивости пенсионной системы Поддержание финансовой устойчивости пенсионной системы Создание устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсий Преодоление бедности среди пенсионеров Сокращение гендерного разрыва в величине пенсий Повышение доходности накопительной составляющей трудовой пенсии Развитие негосударственного пенсионного обеспечения Создание условий для достижения в долгосрочной перспективе рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами пенсий и трудовых доходов
Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений Расширение привлечения негосударственных организаций к оказанию бюджетных услуг
Разработать правовые акты, регулирующие вопросы заключения долгосрочных контрактов между бюджетным учреждением и частной компанией, предоставляющие услуги по увеличению энергосбережения Разработать правовые акты, регулирующие вопросы заключения долгосрочных контрактов между бюджетным учреждением и частной компанией, предоставляющие услуги по увеличению энергосбережения Разработать систему показателей энергопотребления Создать систему стимулирования менеджмента бюджетных учреждений