Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций. Финансовая политика – это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика – это: Составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития государства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений (производственно и распределительно-финансовых).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовая политика государства – совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы Выделяют внешнюю и внутреннюю финансовую политику Направления финансовой политики: Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями хозяйственной системы Оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении Совершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовая политика государства реализуется путем:: Выработки концепции развития финансовой системы государства (определение ее основных направлений, целей и главных задач) Составление целевых финансовых программ Определение более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовая политика государства как искусство управления финансами государства включает в себя стратегию и тактику Финансовая стратегия - определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ Финансовая тактика – совокупность конкретных методов (приемов) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации Т.е. основой финансовой политики государства является: Определение стратегических направлений использования финансовых ресурсов на перспективу Выбор тактических целей и задач для текущего периода
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Типы финансовой По направлениям реализации По длительности действия По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри системы По инструментам воздействия государства на финансовую систему политики государства Политика доходов Политика расходов Текущая Долговременная Дефляционная Рефляционная Бюджетная политика Налоговая политика Валютная политика Кредитная политика Учетная (дисконтная) политика Политика по управлению финансами
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Политика доходов направлена на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам, а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников. Политика расходов направлена на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей общества.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Текущая финансовая политика – направлена на оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев. Ее цель - обеспечить нормальное функционирование финансового механизма, поддерживать сбалансированное равновесие между звеньями финансовой системы Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Действует продолжительный период и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и финансовом механизме.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Дефляционная финансовая политика – система мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления темпов экономического роста Рефляционная финансовая политика - система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Важнейшие составляющие финансовой политики государства бюджетная (основывается на Бюджетном кодексе и др. законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс) налоговая (построение налоговой системы) инвестиционная (привлечение отечественных и иностранных инвестиций) социальная (обеспечение прав граждан России, установленных в Конституции РФ ) таможенная (ограничение или расширение доступа на внутренний рынок товаров, работ и услуг, поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров работ и услуг )
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Факторы, учитываемые при формировании финансовой политики: Конкретные исторические условия Специфика каждого этапа развития общества Особенности внутренней и международной обстановки Реальные экономические и финансовые возможности государства Ход рыночных реформ и особенности переходного периода национальной и региональной экономики
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Задачи финансовой политики: Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов на основе финансовых методов. Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп Приоритеты финансовой политики: Снижение социальной напряженности Оздоровление государственных финансов Восстановление нормального функционирования банковской сферы Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства Создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовый механизм Финансовый механизм – система установленных государством норм и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Типы финансового механизма: Директивный Регулирующий
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Характеристика директивного финансового механизма: Являлся основным при планово-централизованной системе распределения В его сферу включаются: налоги государственный кредит расходы бюджета бюджетное финансирование организация бюджетного устройства и бюджетного процесса финансовое планирование.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых превалирует рыночная система хозяйства. Характеристика регулирующего финансового механизма: Определяет основные правила игры в конкретном секторе финансов, где интересы государства непосредственно не затрагиваются. Используется для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. Государством устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемые государством в соответствии с требованиями экономических законов
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Структура финансового механизма (элементы) Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (налогообложение, страхование, инвестирование, планирование, прогнозирование и т.д.) Финансовый рычаг – прием воздействия финансового метода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг и т.д.) Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральным казначейством, и т.д.) Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Типы финансовой политики Классическая финансовая политика (до 20-х годов ХХ-го века, в основе труды классиков) Основы формирования классической финансовой политики: Невмешательство государства в экономику. Сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Наличие финансового механизма соответствующего целям данной финансовой политики. Высший орган управления финансовой деятельностью – Министерство финансов (казначейство). Простая и эффективная система налогов с точки зрения взимания, включающая в основном косвенные и имущественные налоги.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Регулирующая финансовая политика 1 этап - с конца 20-х годов ХХв.в основе теория Кейнса и его последователей. Характеристика регулирующей финансовой политики 1-го этапа: Необходимость вмешательства государства в экономическое развитие. Основными инструментами вмешательства в экономику являются расходы государства, за счет которых формируется дополнительный спрос. Система налогов более сложная, в основе подоходный налог с прогрессивными ставками. Усиление роли государственного кредита. Активное применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п. Реализация политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Регулирующая финансовая политика 2 этап – с 70-х годов - в основе неоклассическая теория, неоконсервативная стратегия Характеристика регулирующей финансовой политики 2-го этапа Ограничение вмешательства государства в экономику и социальную область. Многоцелевое регулирование экономики. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости: сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему снижение бюджетного дефицита стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Характеристика планово-директивной финансовой политики Применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой Прямое директивное руководство государством всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с планом. Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия у предприятий, населения и органов власти всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Политика эффективна в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.) Не эффективна в условиях нормального функционирования экономики (снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Положительные результаты финансовой политики РФ на современном этапе Рост инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий Проведение Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политики Внесение определенности в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу 4. Реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ с соответствующим разграничением предметов ведения и учета реального финансового потенциала Недостатки: Устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния Коммерциализация социальной сферы
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Пути улучшения финансовой политики: Сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат Совершенствование налоговой системы Стабилизация валютного курса рубля Регулирование процентных ставок Повышение эффективности использования государственной собственности Совершенствование бюджетного федерализма Кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства Развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья Единство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Управление финансами и финансовый менеджмент Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами направлено на обеспечение развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с количественными и качественными параметрами. Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную структуру, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Субъекты управления финансами: Коллегиальный государственный орган представительной власти соответствующего уровня или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющие общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы. Специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику, применяющие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за его общую эффективность. Государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Управление финансами в РФ Высшие законодательные органы власти (федерального и регионального уровней) Президент РФ Правительство РФ (финансовый аппарат) Федеральный уровень власти: Высшие законодательные органы власти в РФ – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная дума и Совет Федерации. Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Региональный уровень власти: Высшими законодательными органами этого уровня власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовый аппарат - совокупность всех организационных структур исполнительной власти, осуществляющих управление финансами. Состав финансового аппарата РФ: Министерство финансов РФ Минэкономразвития РФ Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральное казначейство Федеральная таможенная служба и др.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Органы управления финансами в экономически развитых странах: США –Министерство финансов (казначейство), административно бюджетное управление при Президенте. Сбором доходов заняты – таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Великобритания – Казначейство. Германия – Министерство финансов, участвует федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненное федеральному Министерству финансов. Франция – Министерство экономики, финансов и бюджета. Италия – четыре государственных органа: Казначейство – государственными расходами и финансовым контролем Министерство финансов – доходами Министерство бюджета – составляет государственный бюджет и координирует финансовые ресурсы Министерство внутренних дел – местными финансами.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Объекты управления финансами: Финансовое направление деятельности государства и конкретного субъекта хозяйствования. Выделенные субъектом направления финансовой политики. Укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.). Конкретные финансовые показатели. Органы (службы) управления финансами и их персонал.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Общие принципы управления финансами: Комплексный характер финансовой политики в целом и ее элементов. Сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы. Приоритетная ориентация на оптимизацию финансовых показателей, а не на их максимизацию или минимизацию. Взаимосвязь применяемых методов управления. Учет специфики переходной экономики
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Обеспечение системы управления финансами: Нормативно-методическое обеспечение: - внешнее (финансовое законодательство и подзаконные акты); - внутреннее (собственные регламенты конкретного субъекта хозяйствования, действующие в рамках финансового направления его деятельности). 2. Информационное обеспечение: информационные массивы (как систематизированные блоки финансовой информации по конкретным направлениям или аспектам управления); - информационные каналы (как формализованные процедуры прохождения финансовой информации по конкретным управленческим инстанциям и рабочим местам); 3. Трудовое обеспечение - совокупность задействованных в управлении финансами специалистов. 4. Инструментальное обеспечение – совокупность прикладных методов управления финансами.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовый менеджмент – процесс управления финансовыми ресурсами конкретного субъекта хозяйствования. Общая характеристика финансового менеджмента: Цель - повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенного владельцами. Ответственность за достижение цели - финансовый менеджер, вице-президент по финансовым вопросам (заместитель директора по финансовым вопросам). Как правило, входит в состав совета директоров компании и отвечает за все финансовые вопросы. Необходимые требования: высокий уровень знания общих закономерностей развития рыночной экономики, профессиональных прикладных знаний, научно-обоснованных методов их реализации, использование интуитивной комбинации этих знаний и методов.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Основные функции финансового менеджера: Финансовый анализ и планирование, сбор и обработка данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешних пользователей. Принятие долгосрочных инвестиционных решений и определение наиболее оптимальной структуры активов. Принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формирования структуры капитала компании, разработка политики и привлечения капитала на наиболее выгодных для компании условиях и наиболее эффективной комбинации собственных и заемных средств, разработка дивидендной политики. Управление портфелем ценных бумаг. Управление оборотными активами компании Управление текущими обязательствами. Другие функции, связанные с защитой активов (страхованием), налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией компании.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Методы управления финансами – комплексные процедуры управления, направленные на решение укрупненных задач в рамках финансовой системы. Финансовое планирование – процесс определения количественных и качественных параметров развития финансовой системы Основные направления финансового планирования: Стратегическое финансовое планирование (перспективное)- направленно на определение общей концепции развития финансовой системы и ее укрупненных параметров. Оперативное финансовое планирование (текущее) – направлено на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Инструменты финансового планирования: Финансовые показатели – директивные параметры качественного или количественного развития. Контрольные цифры – параметры перспективного развития финансовой системы, не имеющие директивного характера (например, динамика прибыли предприятия на ближайшие несколько лет). Финансовые лимиты – предельно допустимые по верхней или нижней границам директивное значение планируемого показателя. Нормативы – директивное планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями, устанавливаемое в процентах или в стоимостном выражении (например, норматив фонда оплаты труда от объема реализации в процентах или копейках с рубля).
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Прикладные методы финансового планирования: Балансовый метод – основан на взаимно скоординированном планировании доходов и расходов в рамках управляемой системы. Метод экстраполяции – основан на определении динамики развития системы в будущем от фактически достигнутого на начало планового периода с учетом внешних и внутренних условий развития. Программно-целевой метод – основан на планировании финансового развития управляемой хозяйственной системой по предварительно-выделенным целевым направлениям (программам). Математическое моделирование – метод, основанный на использовании в процессе финансового планирования математических моделей и компьютерных программ.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Оперативное управление финансами – процесс, обеспечения практической реализации плановых показателей развития финансовой системы. Этапы оперативного финансового управления: Оперативный анализ текущей финансовой ситуации. Непосредственное принятие управленческого решения. Реализация принятого решения с необходимой его корректировкой по мере развития управляемого процесса. Основной метод оперативного финансового управления – маневрирование финансовыми ресурсами субъекта, включая специальный финансовый резерв
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Финансовый контроль Финансовый контроль – одна из важнейших функций финансового управления Финансовый контроль – совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному. Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Цель финансового контроля – содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма, сокращение теневого денежного оборота.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Направления финансового контроля: Стратегический контроль - контроль по всем направлениям развития управляемой хозяйственной системы на основе анализа движения ее денежных средств. Оперативный контроль - контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами По уровню проведения По времени осуществления По степени охвата По форме осуществления Государственный Внешний (со стороны кредиторов, инвесторов) Ведомственный (к филиалу, дочерней фирме и т.п.) Внутрихозяйственный ( в том числе аудиторский) Предварительный контроль (например, со стороны банка при рассмотрении заявки о предоставлении ссуды) Текущий (например, за состоянием счета в банке) Финишный или результирующий, итоговый контроль ( за финансовыми результатами деятельности по завершении планового периода) Сплошной Выборочный Анализ финансовой деятельности (может выступать как в качестве элемента контроля, так и самостоятельного инструмента финансового менеджмента) Обследование и наблюдение (мониторинг) Проверка или ревизия (документальная и фактологическая, плановая и внезапная)
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Государственный финансовый контроль Финансовый контроль на макроуровне – контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства Объект контроля – государственные финансы. Предмет контроля – бюджеты, внебюджетные фонды, финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Субъекты государственного финансового контроля –государственные структуры власти всех уровней, курирующие финансы. Особая роль отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Государственный и муниципальный финансовый контроль Осуществляют Законодательные (представительные) органы (Счетная палата РФ, контрольные палаты и др. законодательные органы) 2. Органы исполнительной власти, должностные лица местных администраций муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств)
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами (ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ): - предварительный контроль - текущий контроль - последующий контроль Предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов(решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам Текущий контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, парламентских слушаний Последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Счетная палата РФ – независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ. Целью Счетной палаты является – определение эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности, совершенствование бюджетного процесса в целом. Аудиторы Счетной палаты РФ назначаются в равном количественном соотношении от Государственной Думы и Совета Федерации, имеют статус федерального министра и осуществляют проверки по планам и заданиям Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами 2. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, должностными лицами местных администраций муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ субъектов РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Органы Казначейства – имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов, смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках, применять меры бесспорного взыскания государственных средств, налагать штрафы. Основные задачи Казначейства в области контроля: Контроль за доходной и расходной частями федерального бюджета в процессе его исполнения(эффективность и экономность использования бюджетных средств) Контроль за состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы Контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами, отношениями между ними и федеральным бюджетом; Контроль совместно с ЦБ за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет – финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ (субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов) (ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) -- контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре
Финансы и кредит Раздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет Тема 4 Финансовая политика и управление финансами Особенности управления государственными финансами в условиях переходной экономики: Сохранение тенденции к централизации финансовых ресурсов государства на федеральном уровне. Систематическое нарушение баланса финансовых интересов участников финансовой системы в пользу государства. Отсутствие эффективной правовой защиты финансовых интересов объектов управления при нарушении их прав государственными органами (особенно на территориальном уровне). Наличие противоречий между законодательной и исполнительной властью в управлении финансами.