Формирование глобального мышления на уроках естествознания и биологии
Правила, которые необходимо усвоить:Если происходящие процессы объективны, нет смысла с ними бороться или препятствовать им, важнее их предвидеть и к ним готовиться.Педагогические законы также объективны, как и законы природы. Их нельзя нарушить, но можно проигнорировать.Активное полузнание опасно. Активное полузнание без воспитания – опасно втройне, активное полузнание без воспитания, но при развитой креативности – катастрофично.Активность человека в отличие от активности животных преимущественна, осознанна и целенаправленна.
Введение в проблему Человечество всегда развивалось по определённым законам: 1. Закон приобретения опыта молодыми поколениями от старших поколений; 2. Закон необходимости передачи опыта старшими поколениями молодым поколениям. Образование является сугубо человеческим способом активной социализации обучения, воспитания, развития и профессиональной подготовки в интересах государства, общества и самого человека. Человечество неоднократно находилось на грани катастрофы, но способность начинать мыслить по-другому до сих пор спасало человечество от гибели. Наука пришла на помощь людям, развивалось научное знание, началось массовое обучение детей. Знание – сила. Человек, обладающий знанием, может всё. Потребительское отношение к природе, к людям, к жизни привело к возникновению технократического мышления. К началу 19 века возник сложный взаимосвязанный и взаимозависимый мир.
Кто или что поможет человечеству?Смена мышления является определяющим фактором при выходе человечества из сложных ситуаций в прошлом. Человечество много раз балансировало на грани «быть или не быть». Произошли качественные изменения на уровне сознания и мышления.
Современное понимание качественного образования:Системное знание и сформированное на его основе мышление, умения и навыки.Сформированные ключевые компетентности и универсальные учебные действия.Ценностное ориентированное сознание.Системное знание позволяет видеть сложные взаимосвязи и взаимозависимости. Компетентность – готовность и способность ребёнка к учебной деятельности, при которой не нарушается основы человеческого бытия, способность адекватно действовать в той ситуации, в которой он находится.
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования Фундаментальное ядро образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Назначение фундаментального ядра содержания общего образованияОпределение системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа;Определение системы основных понятий, включённых в область знаний средней школы;Определение системы ключевых задач, формирующих универсальные виды учебной деятельности.
Значение курса естествознания и биологии в школе Изучение курса естествознания и биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Цели изучения курса естествознания и биологии в школеФормирование научного мировоззрения;Овладение биологическими знаниями;Овладение методами познания живой природы и умение использовать их в практической деятельности;Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих;Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила ЗОЖ.
Стратегические задачи курса естествознания и биологии в школеФормирование биологического мышления (биологическое предназначение человека – сохранение и продолжение вида Homo sapiens sapiens) ;Формирование экологического мышления («Наш нравственный долг – сохранить на земле травы зелёными, а зверей – живыми» Игорь Акимушкин);Развитое биологическое и экологическое мышление, понимание сложных взаимосвязей и зависимостей в живой и неживой природе – это уровень глобального мышления. («Всё в мире нитью связано нетленной, всё включено в один круговорот. Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной в тот миг звезда взорвётся и умрёт». Лев Куклин)
Характеристики развитого глобального мышления школьников:Установка на гуманитарные ценности;Прогнозирование последствий решений;Открытость по отношению к новому;Гибкость мышления;Умение видеть альтернативные пути решения;Преодоление сложившихся стереотипов;Критичность мышления;Рефлексивное осмысление своего опыта в контексте культурного опыта человечества.
На Земле ЧЕЛОВЕК – вершина эволюционного процесса. Его предназначение – сохранение и продолжение вида Homo sapiens sapiensЧеловек – хоть будь он трижды гением,Остаётся мыслями растением.С ним в родстве деревья и траваНе стыдитесь этого родства!Вам даны для вашего рожденияСила, стойкость, жизненность растения…( С. Я. Маршак)