Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский «Развитие мелкой моторики »
Диагностика:
Хороший уровень развития
Низкий уровень развития
Зачем нужно развивать мелкую моторику? Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
При недостатках развития мелкой моторики Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры). Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы). Тремор. Очень медленный темп письма.
Занятия по развитию мелкой моторики Цель: создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики Задачи: развитие пространственной ориентации, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики кистей рук
Средства достижения цели
I блок. «Пальчиковый игротренинг»: самомассаж кистей и пальцев рук; «Весёлые пальчики»; пальчиковая гимнастика с предметами; пальчиковые кинезиологические упражнения.
Пальчиковая гимнастика с предметами (катушкой, карандашом, теннисным мячиком)
Кинезиологические упражнения Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
II блок. «Озорной карандаш»: графические диктанты; штриховка; работа с трафаретами; лабиринты; дорисовка (по принципу симметрии); рисунок по образцу; волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам).
Штриховка
Работа с трафаретами
Лабиринты
Рисунок по образцу
Дорисовка (по принципу симметрии)
«Волшебные узоры»
III блок. Творческие упражнения: пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры); игры с пуговицами; шнуровка; рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета); мозаика
Пластилиновые узоры
Игры с пуговицами
Шнуровка
Узлы и косы
Рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге)
Рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка)