Выполнила: студентка группы Курсовая работа по дисциплине «» на тему «Психологические особенности детей подросткового возраста и их диагностика »
Актуальность работы: не смотря на большой интерес к проблеме психологических особенностей детей подросткового возраста, стремление создать оптимальные условия для полноценного развития и преодоления трудностей подросткового кризиса, в настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются психологические особенности детей этой возрастной группы. Авторы: Л.С. Выготский, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон и другие.
Цель исследования: Изучить психологические особенности детей подросткового возраста. Гипотеза: Предположение о том, что для подростков более значимыми являются личностные особенности коммуникативной сферы. Объект исследования: дети подросткового возраста. Предмет исследования: личностные особенности детей подросткового возраста.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста. 2. Выявить особенности детей подросткового возраста. 3. Изучить особенности психодиагностики детей подросткового возраста. 4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей детей подросткового возраста и сформулировать выводы. Методы исследования: теоретический анализ, опрос, сравнительный анализ. Методики исследования: Многофакторный опросник Р. Кеттелла ( HSQ, подростковый вариант) База исследования: ТСОШ № 4, г.
Структура личностных черт (факторов) в группе детей подросткового возраста, (по методике Р. Кеттелла), (в %).
Выраженность сочетаний (факторов) по блокам (коммуникативный, интеллектуальный, эмоционально – волевой).
ВЫВОДЫ: В процессе исследования мы провели методику «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (HSQ)». Полученные результаты обработали и проанализировали. 1. В группе детей подросткового возраста наиболее выражены (имеют высокие значения) такие факторы, как «В» – высокий интеллект, «I» – мягкосердечность, «D»- ,беспокойство, «G» – совестливость, «Н» – смелость. Наиболее низкие значения имеют: «С» – эмоциональная устойчивость, тревожность, «Q2» - зависимость от группы, «J» – интерес к участию в общественных делах. 2. На втором этапе мы исследовали и проанализировали степень выраженности сочетаний факторов по трем основным блокам (коммуникативному, интеллектуальному и эмоционально – волевому) и определили параметры личностных особенностей коммуникативной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Сравнительный анализ значений выраженности факторов по коммуникативному, интеллектуальному и эмоционально – волевому блокам показывает, что полученные данные по интеллектуальному и коммуникативному блокам отличаются всего на 3%. То есть для детей подросткового возраста значимы личностные особенности и коммуникативной сферы, и интеллектуальной сферы. Наша гипотеза подтвердилась частично.
Курсовая работа по дисциплине «Психолого – педагогическая диагностика» на тему «Психологические особенности детей подросткового возраста и их диагностика » Выполнила: студентка группы Научный руководитель: ст. преподаватель .