Культура речи и языковая норма
Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными , особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Типы морфологических ошибок
ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь. Перепишите ,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ). Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега. ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
Синтаксические ошибки
ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Синтаксические ошибки
Проверочная работа Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы . Время выполнения работы – 10 мин- 15 мин.