Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста
Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.
Вариант структуры лингвистического анализа текста: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей; лексический комментарий; анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.
Задачи перед учителем: объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск; привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»; в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления. «Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:
В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам: «Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»
Я люблю весною ранней Слушать, как журчит ручей И ловить в свои ладони Брызги солнечных лучей. Я люблю бродить по лужам, «наступать» на облака, Песни петь люблю и слушать, Как вокруг поет Весна. Я люблю взбежать на взгорье, Вызов ветру прокричать И подснежник первый, робкий Из- под ног своих сорвать. Я люблю, когда машины, Грязной брызгая слюной, Мчатся мимо, улыбаясь Белозубой шоферней. Я люблю на ярком солнце Зайчик в окна наводить, Добрые ловить улыбки И взамен свои дарить!
Результат лингвистического анализа данного стихотворения: «В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»
С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка: «Найди в тексте ключевые слова (словосочетания) слова, употребленные в переносном значении синонимы, антонимы, омонимы слова, стилистически окрашенные заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием). Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях). Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.»
Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии. После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ: «Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?» О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:
«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что «…под дождем слезится на горе Поруганный, опустошенный храм, Но – Божий…»
Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции. Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор. Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Всем спасибо за внимание!