Особенности восприятия изобразительного искусстваВыполнила: Накраплённая Е.А.
Содержание Понятие вопросаВосприятиеИзобразительное искусствоВосприятие времени в изобразительном искусствеВосприятие движения в изобразительном искусствеВосприятие пространства в изобразительном искусствеОбщие закономерности процесса восприятия и изобразительного искусстваРазвитие восприятия и наблюдательности у детейВыводИспользуемая литература
Восприятие Это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств с сторон, непосредственно действующих на органы чувств. НепреднамеренноеОтражение предмета, явлениябез специально поставленнойцели ПреднамеренноеПостановка конкретной цели, задачи перед восприятием
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Это раздел пластических искусств, объединяющийживопись, скульптуру, графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.
Восприятие времени в изобразительном искусстве Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности реальных явлений, событий.В восприятии времени мы различаем: 1) Ощущение длительности, 2) Восприятие времени:восприятие временной длительностивосприятие временной последовательности.
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Общий вид. Грехопадение и Изгнание из рая. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. Адам. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы.
Клод Моне. «Стог сена в Живерни». Клод Моне. «Руанский собор в полдень». 1894 год. Клод Моне. «Руанский собор вечером». 1894 год.
Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи. Деталь фигуры «Ночь».
Восприятие движения в изобразительном искусстве Восприятие движения в психологии означает отражение пространственного перемещения предметов. Оно определяется удаленностью предметов, скоростью их перемещения, перемещением самого наблюдателя в пространстве.В в.п. участвуют анализаторы:ЗрительныйДвигательныйВестибулярныйСлуховойСтробоскопический эффект: впечатление движения при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта.
Важное место в восприятии движения занимают подчас косвенные признаки, которые создают опосредованное впечатление движения. В.М.Васнецов «Иван царевич на сером волке» Ф. А. Васильев «Перед дождем» В.А.Серов «ПетрI» И.К.Айвазовский «Девятый вал»
Движение вверх Миланский собор Вестминстерское аббатство. Готическая церковь Западный фасад Кельнского собора. Германия.
Противоположность движения – статичность В.П.Батурин «Алупенский дворец»
В. Г. Перов. «Проводы покойника». 1865 год. Третьяковская галерея. И. М. Прянишников. «Порожняки». 1872 год. Третьяковская галерея. И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-83. Третьяковская галерея.
Восприятие пространства в изобразительном искусстве В познании пространственных свойств объектов ведущую роль играет зрительно-двигательная функциональная система восприятия при рассматривании. Проблема пространства НативистыОсновной тезис нативизма гласит: восприятие пространства "врожденно". Генетисты Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта.
Б.Ф.Ломов выделил три пространственных порога виденья: Объект воспринимается как нерасчлененное бесформенное пятно;В восприятии вычленяются отдельные детали объекта;Узнается форма объекта.В процессе восприятия имеет большое значение контур, как элемент, несущий важную информацию. Кинестезические ощущения очень важны в деятельности скульптора. Скульптурные портреты графа Эккехарда II и его жены Уты. Я. И. Николадзе. «Грузинский поэт 12 века Чахрухадзе».
Порогом узнавания формы называется тот минимальный угол зрения, в пределах которого впервые узнается форма объекта.Порогом различия величины предмета и соотношения их частей называются самые незначительные различия в формах или очертаниях предметов, впервые замечаемые зрителем.
Важным фактором для восприятия формы предметов, и прежде всего для восприятия величины, пропорций направления, очертания формы, служит определение направления контурных линий и их соотношение по величине.Восприятие объемной формы и удаленности объектов производится в основном в результате бинокулярного зрения, т.е. благодаря зрению двумя глазами
Существенными факторами для восприятия объемности, удалености предметов являются линейная и воздушная перспективы, распределение света и тени на поверхности предметов. Перспектива Линейная ФронтальнаяФронтально расположение предмета одной из своих сторон по отношению к зрителю. Угловая Расположение объекта к зрителю под каким либо углом. ВоздушнаяИзменение цветового тона и светлоты цвета предметов по мере их удаления от зрителя
Прямая перспектива Обратная перспектива Каналетто. Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции. Прямая и обратная перспектива Андрей Рублев. «Троица». Рафаэль «Афинская школа»..
Светотень является следствием различного положения предмета и ограничивающих его поверхностей относительно источников света.Зрительно воспринимается яркость освещения предмета в реальном пространстве зависит от:
Общие закономерности процесса восприятия и изобразительного искусства Закономерности восприятия:ЦелостностьОсмысленностьАпперцепцияИзбирательностьКонстантностьУмение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении – одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности.
Непостоянная, или временная, апперцепция может образоваться в результате случайных, быстроизменяющихся условий.Постоянная (устойчивая) апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека.Основная задача реалистического искусства:Передача на холсте, бумаге или в скульптуре, умение «видеть» главное в предмете, существенное, которое заключается для рисующего прежде всего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределений светотени.
Константность восприятия Константность восприятия цвета заключается в сохранении действительного цвета предмета в изменившихся условиях.Под константностью восприятия понимается сохранение видимой величины объектов при удалении их на различные расстояния.Константность восприятия формы предметов проявляется в неизменности восприятия формы предмета в условиях изменения положения его относительно линий взора.
И.М. Сеченов делил зрительное восприятие на два основных вида: «Реакция детального виденья» Необходим в процессе изучения того или иного предмета, служащего объектом изображения на полотне, бумаге или скульптуры. «Первый общий эффект внешнего импульса» Моментальное восприятие, происходит узнавание объекта или определение какого-либо его свойства, признака. В изобразительном процессе восприятие почти всегда характеризуется как самостоятельная деятельность.
Оптические иллюзии
Развитие восприятия и наблюдательности у детей В процессе обучения дети целенаправленно учатся «умению» воспринимать – слушать, смотреть, выделять главное, существенное, учатся связывать предметы, явления по смыслу.С началом обучения в школе восприятие детей приобретает новое качественное содержание – оно становится более сложным и целенаправленным. Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в подростковом возрасте.
Вывод
Используемая литература