Михаил Федорович Ларионов 1912 выставка «Ослиный хвост»1913 выставка «Мишень»1910-20-е Работа над спектаклямиГрафика из коллекции М.Ларионова
Отдыхающий солдат, 1911
Портрет поэта Велемира Хлебникова, 1910
Дерево, 1910-11
Петух и курица, 1912
Пастораль Турецкая идиллия. Цикл «Воображаемое путешествие в Турцию» 1911-12
— Да здравствует национальность! Мы идем рука об руку с малярами.— Да здравствует созданный нами стиль лучистой живописи, свободный от реальных форм, существующий и развивающийся по живописным законам!— Мы утверждаем, что копии никогда не было, и рекомендуем писать с картин, написанных до нашего времени. Утверждаем, что искусство под углом времени не рассматривается.— Напряженность чувства и его высокий подъем ценим больше всего.— Мы против художественных обществ, ведущих к застою.— Мы не требуем общественного внимания, но просим и от нас его не требовать. (из манифеста 1913 г.) «Все его искусство было проникнуто правдой жизни — это основа его живописи. Его увлечение вывеской и солдатским творчеством имело корни именно в этом могучем чувстве правды, которое он в них находил». Романович
«Ослиный хвост» 1912 Задачи: «постигать и выявлять живописными средствами сущность вещей и явлений», освобождать живопись от литературности, выявлять ее внутренние, еще не раскрытые резервы и возможности. Ларионов рассчитывал достичь этого путем разработки нового, открытого им метода в искусстве, который он назвал лучизмом (брошюра «Лучизм», статья «Лучистская живопись» в сборнике «Ослиный хвост и Мишень»; листовка «Лучизм Ларионова», розданной на выставке «Мишень»).На выставке «Мишень» 1913 г. был представлен отдел китайских и русских лубков.
«Мишень» 1913 Накануне открытия выставки по инициативе Ларионова прошел диспут «Восток, национальность и Запад».В том же году издан манифест «Лучисты и будущники». Авторы предложили отвернуться от западноевропейского опыта в искусстве и обратиться к своим корням, к древнерусскому искусству и искусству евразийских народов.В манифесте сделал акцент на приоритете русских, восточных (подчеркивал он) художественных ценностей перед западными. Мы против Запада, который измельчает и упрощает наши восточные формы и лишает вещи их внутренней ценности. «Да здравствует красота Востока!» «Да здравствует национальное движение!» «Да здравствует наш лучистский стиль живописи», который не зависит от видимых форм предметов, а руководствуется только художественными законами. Ларионов говорит о четвертом измерении в искусстве - - о лучисто-энергетическом, на котором он и делал акцент.
Еврейская Венера Художник создает собственную интерпретацию образа Венеры, воплощая в ней народное представление о женской красоте и противопоставляя его существующему классическому идеалу. Очевиден момент игры, любовно-насмешливого отношения автора, который обнажается при соединении лубочного сниженного образа, грубого, нарочито примитивного рисунка и артистического живописного воплощения, изысканного утонченного колорита. Зеленый цвет фона отсылает к многообразным значениям зеленого, в том числе к христианскому, где он символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.
Зима
Весна
Осень
Лето
Времена года
Купающиеся солдаты
гравер 1/2 XVIII в. Баба Яга с мужиком.
Китай, провинция Сычуань. Мэнь-шэнь (Дух - охранитель дверей). Конец XIX - начало XX в.
Н. х. Вьетнам. Ханой. Весной всех людей ждут богатство и почести. Начало XX в.
В 1913 г. Михаил Ларионов подготовил выставку лубка, которая включала в себя восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. д., многие - из коллекции Ларионова. В том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.
Мастерская Сюнцзи. Китай. Мышиная свадьба. Первая треть XX в.
Мастерская Дай Ляньцзен. Китай, Янлюцин. На реке Янцзы отнимают младенца А-Доу. Конец XIX - начало XX в.
Райнери В. Первая треть XIX в. Турецкий танец.
Винзер Ч.Ф. 1886 - 1940. Театральная сцена с четырьмя фигурами. 1920.
Утамаро
Эскизы костюмов к балету «Шут» (1921 г.)
Декорации к балету «Шут» (1921 г.)
Декорации к балету «Шут» (1921 г.)
Эскизы костюмов к балету «Лиса» (1929 г.)
Декорации М.Ларионова
Декорации М.Ларионова