Натюрморт
Изображение предметов быта встречаются ещё в глубокой древности: на фресках египетских гробниц, в росписях греческих ваз. Все эти изображения – прародители натюрморта.
Жанр натюрморта возник около 400 лет назад. До этого он развивался лишь как элемент картины.
Очень часто в картинах на бытовые темы натюрморт являлся частью основного сюжета и помогал раскрывать содержание произведения. Б. Кустодиев «Купчиха за чаем». В. Перов «Охотники на привале»,«Рыболов»
В конце 16-17 века натюрморт получает распространение по всей Европе, а в Голландии достигает своего расцвета. Он воспевает красоту голландского быта.Голландские натюрморты, изображающие завтраки отличаются роскошью и обилием еды. Они поражают ощущением материальности изображенных предметов.
В 16 веке французский художник реалист Жан Батист Шарден открыл в натюрморте новые возможности: он рисует предметы в строгой композиции, изображает их просто, но вдохновенно. Простые вещи рассказываю о своих владельцах. В них нет удивляющей красоты, но ощутимы тепло связи с человеком и жизненная правдивость.
У датского художника Г. Доу из условного фона, как из небытия, высвечено пять вещей: глобус, лютня и три книги. Резкий контраст глубоких теней и рефлексов при лаконичном коричневом колорите создают впечатление таинственности. Философское сочетание: Звук, Знания и Земля – как образ Вселенной…
Ю. Пименов к картине «Ожидание» - через предметы раскрывает не только мир профессии, но и характер человека, хозяина этих вещей. Это и натюрморт, и картина – новелла о непростой жизненной ситуации, в которой предметы выражают сложные человеческие чувства. В картине человек незримо присутствует и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент.
Изображение предметного мира – натюрморт. Неподвижная, «мертвая натура», он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь». Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.
В начале 20 века, когда появилась фотография, вдруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились очень многие художники. И не только потому, что писать фрукты, овощи и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражение нового видения мира.
В картинах художники сочетают общий сюжет и наблюдательность. Их натюрморты – это апофеоз России её обычаев. Все предметы, представленные на картинах словно символизируют силу земли.
В этих картинах мы чувствуем, как будто эти предметы хранят все тепло добрых, сильных рук человека.
К. Петров-Водкин «Яблоко и лимон»
Натюрморт – это не мертвая природа. Предметы, вещи, цветы, утварь, фрукты, книги, которые нас окружают, - это мир особый: живой и увлекательный, созданный мыслью и чувствами человека, дело его рук, его творчество и поэтому несущей на себе печать его характера, таланта, особенностей, эмоций.