Русский язык икультура речи
Стилистические возможности русского синтаксиса.Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.
Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.Только в мире и есть, что тенистыйДремлющих кленов шатер.Только в мире и есть, что лучистыйДетский задумчивый взор. (Фет)
Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов:Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин)Но противопоставление может быть выражено и описательно:Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей? (Лермонтов)
Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости.Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одной тиной.Он в другой раз закинул невод, –Пришел невод с травою морскою…. (Пушкин)Примеры нисходящей градации:Ему обещает полмира,А Францию только себе. (Лермонтов)
Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.И невозможное возможно,Дорога долгая легка. (Блок)Из ненавидящей любви,Из преступлений, исступлений – Возникает праведная Русь. (Волошин)… С кем мне поделитьсяТой грустной радостью, что я остался жив. (Есенин)
Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных времен. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… («Капитанская дочка» А. С. Пушкин)
Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф.Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской. (Лермонтов)Черный ворон в сумраке снежном,Черный бархат на смуглых плечах. (Блок)
Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.Мы в поле были, По межам ходитВенки развили, Да житушко родит, – Венки развили «Уроди, Боже,И жито глядели. Жито густое,А святой Илья Жито густое,По межам ходит, Колосистое, Ядренистое!»
Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.Ты все, что сердцу мило,С чем я сжился умом;Ты мне любовь и сила, – Спи безмятежным сном!Ты мне любовь и сила,И свет в пути моем.
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Что ты значишь скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь?Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! (Мятлев)Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения. Земля – владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.Я не люблю, о Русь, твоей несменнойТысячелетней, рабской нищеты.Но этот крест, но этот ковшик белый…Смиренные, родимые черты!
Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего глагола) который подразумевается из контекста.Я за свечкой – свечка в печку,Я за книжку – та бежатьИ вприпрыжку под кровать. (Чуковский)Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:… Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строчки.Степям и дорогамНе кончен счет;Камням и порогамНе найден счет. (Э. Багрицкий)
Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в каждом произведении народной и книжной словесности есть эпитеты, сравнения, метафоры и т. п. Но сами по себе они, конечно, еще не определяют художественности словесного произведения, они – лишь одно из средств её достижения.