Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовется,-И нам сочувствие дается,Как нам дается благодать…Ф.И. Тютчев
Роль имени прилагательногов речи
АктуальностьНесмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень бедной. Как можно ее сделать более интересной, образной, впечатляющей?
ПРоблемаВо всех ли стилях речи необходимы прилагательные?
ЦельИзучение текстов, принадлежащих к разным стилям речи по 3 параметрам: 1.Частота употребления прилагательных в процентах.2. Значение прилагательных (прямое или переносное).3. Роль прилагательных в речи
ВыводыПрилагательные находят отражение во всех функциональных стилях речи, выполняя при этом разные функции: передача более точной информации;создание художественного образа;обмен информацией по бытовым вопросам.2. Количество прилагательных во всех стилях различно.3. Невозможно исключить прилагательные из речи, так как они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.
Анализ текста Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С.Т. Аксакову)
Вопросы к тексту1.К какому стилю относится текст?2.Какова тема?3. Основная мысль текста?4. Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ.5. Какие прилагательные помогают нарисовать образную картину природы?6. Какие прилагательные выражают авторское отношение к увиденному?7. Еще раз сформулируйте основную мысль текста.8 Какие словосочетания показались вам неожиданными?
Ответы
ТерминОксюморон - (греч. oxýmōron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание несочетаемого, например "грустная радость".А.Н. Толстой «Живой труп»Н.В. Гоголь «Мертвые души»А.С.Пушкин «Люблю я пышное природы увяданье…»
Творческая работа №1Восстановите прилагательные в авторском тексте.1 текстА как (…) (…) рассвет, (…) заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают (…) лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает (…) белизна! (…) (…) зима, (…) (…) дни, (…) (…) ночи! (Соколов-Микитов «() зима»).
ОТветы
Творческая работа № 2 Сочините небольшую миниатюру об однокласснице или однокласснике, используя при этом для описания внешности и характера как можно больше прилагательных. Имён не называть!
Творческая мастерская теоретиков, практиков, творцов и аниматоров 1проблема: Как сделать так, чтобы все ученики класса запомнили, какая это замечательная часть речи – имя прилагательное! 2 проблема Какой должна быть лингвистическая газета, чтобы ее читала вся школа?
Творческая мастерская теоретиков, практиков, творцов и аниматоров Проект 1. Рекламный модуль имени прилагательного.Проект 2. Рекламный модуль лингвистической газеты.
Домашнее задание 1. Написать сочинение (или стихотворение) о маме, папе, брате, сестре, используя прилагательные, эпитеты и метафоры.
СПАСИБО ВСЕМ!!!