Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №251 Галандина Галина Мефодьевна
Цель урока: Разобраться в прочитанном.Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.
Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Презентация « Биография И.Бунина». 3. Знакомство с темой и целью урока. 4. Работа с репродукциями В. Серова. 5. Анализ композиции, её особенности. 6. Анализ образов героев произведения. 7. Творческая работа. 8. Дискуссия. 9. Тест на толерантность. 10.Подведение итогов. 11.Домашнее задание.
Ф. Васильев «На закате»
И. Левитан
Тема: Сложность взаимоотношения детей и взрослых ( по рассказу И. Бунина «Цифры»)
В. Серов«Мики Морозов»
Поразмышляем От чьего имени ведет- ся рассказ? Почему?Какова тема рассказа?Почему произошла ссора?Какие чувства возникли у вас после прочтения?
Композиция рассказа Заключение -1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»Развязка -1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»Завязка –2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»
Кульминация – 2 глава --«Царский день. Великий грех» 3 глава «Вот тебе и цифры…»4 глава – «Но ты всё кричал…» 5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»
Развязка – 7 глава «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»
Особенности композиции Рассказ от лица герояНарушение хронологии (последовательности) изображения событийРазное количество кульминаций
Главные герои произведения Дядя ЖеняРасскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев
Манера держаться, характер героев Дядя:сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий; Женя:«… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »
Речь героев Дядя:говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;говорит холодно, небрежно, раздраженно;но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью; Женя:в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.
Отношение героев к себе Дядя Женя Я очень умный дядя Совершаю великий грех Дядя Женя Смирился
Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?
Психологический портрет -- Это совокупность черт характера человека, мир его душевных переживаний, который показан с помощью жестов, мимики.
Поразмышляем Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ?Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?
Какие урокина взрослое будущеевы извлекли, прочитав рассказИ.А. Бунина?
УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ! Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!Быть внимательными по отношению к детям.Нельзя озлобляться!Взрослые всегда должны быть мудрыми.Нельзя обижать людей, тем более близких тебе. Это больно.
ТЕСТ Часто ли вы ссоритесь с родителями?1 - нет2 - бывает3 - да
Признаёте ли вы свои ошибки?1 – всегда2 -- с трудом3 – я всегда прав(а)
Часто ли вы проводите досуг с родителями?1 – часто2 – иногда3 – никогда
Умеете вы прощать обиды?1 – стараюсь прощать2 – долго помню обиду3 – никогда не прощаю
Итоги теста Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы.Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей.Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.
Для кого и почему написан рассказ?
Домашнее задание 1. стр.18, вопрос 1, 2.2. сочинение- миниатюра «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?» *3. индивидуальные сообщения4. читать стр. 22– 38.