Сочинение. Памятный день летних каникул. Урок в 6 классе.МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
Знать. Уметь.Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи (рассказа).Владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностей рассказа.Определять тип и стиль сочинения.
Лето… Каникулы…
Расскажите о каком-нибудь интересном дне.Разве с вами никогда Не случалось ничего?Может быть, хоть иногдаВы теряли кой-чего,Или, может быть, однаждыВам случалось вдруг найтиЧто-то очень, очень важное,Что встречалось на пути.Может, как-то заблудилисьВы в большом густом лесу,Иль поймали вы лису. Тема – это т о, о чём или о ком говорится в тексте.Или вы окно разбилиИ признаться не смогли,Или вы рекорд побили,Иль кого–нибудь спасли.Или, может, вдохновенье –Частый гость у вас в квартире-Дарит вам стихотвореньеИль сюжеты для картины.Оглянитесь, поищите,Что произошло хоть раз.И конечно, расскажите.Но чтоб это был рассказ.
Рассказ – это…Рассказ – это повествование о каком – нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.Рассказывайте живо, свободно, с чувством.Речь любит течь, фраза идти потихоньку, а слово бежать и играть. Пословица.
Подберём синонимы.ОбыкновенныйНеобыкновенный Смешной Забавный Интересный Волнующий РассказатьПоведать (книжн.)Повествовать (книжн.)Живописать О случае можно
Работа со словом.ОднаждыСлучилосьБылоПроизошлоПриключилось
Типы речи.
Стили речи.
Построение рассказа.
Примеры Стояли тёплые летние дни. Вечером прошёл дождь, и наутро мы с папой отправились за грибами.Этим летом я ездила к бабушке в деревню.Однажды я стал свидетелем интересного случая….Вступление.
Завязка.Проходя мимо маленькой ёлочки, я задел её ногой. Вдруг из-под неё вылетела маленькая птичка….Однажды я пошла в лес…и заблудилась…На опушке леса я увидел сразу четырёх зайцев и стал наблюдать…Завязка-событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий
Кульминация.«Не трогай гнёздышка, а то птичка не будет высиживать птенчиков», сказал папа.Вдруг ко мне подбежал мой пёс, схватил меня за штанину джинсов, побежал в сторону, как бы показывая мне дорогу.Турнир, за которым внимательно наблюдают зайчихи, выявляют самых жизнеспособных…Кульминация-момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа
План.В лес за грибами.Маленькое гнёздышко.«Не трогай гнёздышко».Маленькие птенчики.Птичка увела семейство в другое место.
Творческая работа.Определим тему рассказа: Памятный день летних каникул.Определите содержание своего рассказа.Подумайте над заглавием.Что будет оно отражать: тему или главную мысль? Вдумайтесь в заглавие темы.
Литература.Т. А. Ладыженская. Русский язык 6 класс.Упражнение 25.Т. А. Ладыженская Развитие речи. 2 часть.1996 год.Иллюстрации. Ресурсы Интернета.