Составное глагольное сказуемое Работа выполнена учителем ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013г. Завьяловой Татьяной Васильевной
Цели и задачи Изучение нового материала, изложенного в схемах и примерах Законспектировать новый материал с целью применения его на практике Иметь представление о составном глагольном сказуемом
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексическое значение Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексическое значение Выпускники хотят хорошо подготовиться к экзаменам.
Лошади шли шагом и скоро стали. Лошади шли шагом и скоро стали. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону.
вспомогательная + часть + основная грамматическое + значение + лексическое оттенки (либо в роли связки)
глагол КРАТКИЕ глагол КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДОЛЖЕН, НАЧАЛА, РАД, ГОТОВ, ПРОДОЛЖЕНИЯ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАМЕРЕН, ГОРАЗД, СЛОВА ВЫНУЖДЕН СОСТОЯНИЯ (В ПОЛНОЙ ФОРМЕ НЕ ЭМОЦИИ, УПОТРЕБЛЯЮТСЯ) ЧУВСТВА ГЛАГОЛЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАМЕРЕНИЕ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО
начало, продолжение и конец действия начало, продолжение и конец действия Девочка перестала плакать. По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь.
желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т.д.) желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т.д.) Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха.
эмоциональную оценку действия эмоциональную оценку действия Я люблю читать.
Мы должны были пересечь луговой остров Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров.
со значением желательности, возможности, со значением желательности, возможности, необходимости Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
грустно, весело, горько, противно и т.д. грустно, весело, горько, противно и т.д. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще.
Наличие инфинитива, заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого Наличие инфинитива, заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого
Домашнее задание Теория Упражнение (на усмотрение учителя)
Список используемой литературы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 1999. – 266 с.: ил. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. 9-е изд.,- М.: Просвещение, 2007. – 175 с. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс, I полугодие / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия) Дерибас Л.А. Правила и упражнения: Русский язык: 8-9 кл. / Л.А. Дерибас, К.И. Мишина. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 206 с. – (Школьный урок) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 269 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Составное глагольное сказуемое Работа выполнена учителем ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013г. Завьяловой Татьяной Васильевной