Составное глагольное сказуемоеРабота выполнена учителем ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013г.Завьяловой Татьяной Васильевной
Цели и задачиИзучение нового материала, изложенного в схемах и примерахЗаконспектировать новый материал с целью применения его на практикеИметь представление о составном глагольном сказуемом
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексическое значениеСоставным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его лексическое значение Выпускники хотят хорошо подготовиться к экзаменам.
Лошади шли шагом и скоро стали.Лошади шли шагом и скоро стали.Вдруг ямщик стал посматривать в сторону.
вспомогательная+ часть + основнаяграмматическое + значение + лексическоеоттенки(либо в роли связки)
глагол КРАТКИЕ глагол КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕГЛАГОЛЫ ДОЛЖЕН,НАЧАЛА, РАД, ГОТОВ,ПРОДОЛЖЕНИЯ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН,ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАМЕРЕН, ГОРАЗД,СЛОВА ВЫНУЖДЕНСОСТОЯНИЯ (В ПОЛНОЙ ФОРМЕ НЕ ЭМОЦИИ, УПОТРЕБЛЯЮТСЯ) ЧУВСТВАГЛАГОЛЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАМЕРЕНИЕ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬМОЖНО, НЕЛЬЗЯ,НАДО, НУЖНО,НЕОБХОДИМО
начало, продолжение и конец действияначало, продолжение и конец действия Девочка перестала плакать. По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь.
желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т.д.)желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т.д.)Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха.
эмоциональную оценку действияэмоциональную оценку действияЯ люблю читать.
Мы должны были пересечь луговой остров Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров.
со значением желательности, возможности, со значением желательности, возможности, необходимостиНадо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
грустно, весело, горько, противно и т.д.грустно, весело, горько, противно и т.д.В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще.
Наличие инфинитива, заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемогоНаличие инфинитива, заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого
Домашнее заданиеТеорияУпражнение (на усмотрение учителя)
Список используемой литературыБабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 1999. – 266 с.: ил.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. 9-е изд.,- М.: Просвещение, 2007. – 175 с.Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс, I полугодие / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия)Дерибас Л.А. Правила и упражнения: Русский язык: 8-9 кл. / Л.А. Дерибас, К.И. Мишина. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 206 с. – (Школьный урок)Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 269 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Составное глагольное сказуемоеРабота выполнена учителем ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013г.Завьяловой Татьяной Васильевной