Тема урока: Словообразование. Состав слова. (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» * 2008 год*
О чём рассказывает морфема? Морфемы – это тот содержащийся в языке подготовительный материал, из которого непосредственно строят слова. Е.А. Земская
Сказка про маленький мудрый корень УЧ Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать всё его семейство.
Ответы детей Его родственниками стали слова: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба ит.д.
Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он уточнял: «Вас, наверное, интересует словообразование?» Словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить своё лексическое значение (вертолёт – вертолётчик) или просто поменять одежду, то есть форму (вертолёт- вертолётик)
Перед разбором слова установи - «кто есть кто»: Найди суффикс и приставку. Где его основа и окончание? Является ли оно изменяемым? К какой части речи относится?
Помни! При разборе слова окончанье и основу первым делом находи. После корня будет суффикс, а приставка – впереди.
Часть слова без окончания называется основой слова Например: лесн – ой, лет- ит, прессовщиц - а
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму этого слова. Медвед – иц На какие грамматические признаки указывает окончание данного слова?
Задание Продолжите ряды слов и сделайте вывод. «сделать заново»: переписать, … Пере – «через что-то»: перешагнуть, … «начать»: запеть, затанцевать, … За – «закончить»: застегнуть, записать, …
заданиеОбразуйте и запишите слова. На основе этих примеров докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова, то есть морфемы. -чик( ) при- -щик( ) про- Барабан -н(ый) за- бежать -щиц(а) пере- -ищ(е) с- от-
Рефлексия Что нового ты узнал сегодня на уроке? Какой момент урока был для тебя самым (трудным) интересным? Почему? Помогло ли тебе лучше усвоить материал использование на уроке ИКТ?