Открытый урок для 3-его класса «Урок КВН» Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа) Тема урока: «Склонение имен прилагательных» Цели Образовательные: обобщение знаний учащихся о склонении имени прилагатель-ного, его грамматических признаках (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, развитие мыслительных процессов, формирование орфографичес-кой зоркости, речевой культуры, развить навыки работы в группе; Воспитательные: формирование эстетичес-кого отношения к народному искусству (Палехской миниатюрной живописи, Дымковской игрушке, Хохломской росписи).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки для работы в группах. Ход урока Звучит музыка, команды занимают свои игровые места (столы). Учитель: Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить как хорошо вы усвоили данный вам материал по теме «Имя прилагатель-ное». Параллельно мы с вами вспомним, все что знаем о некоторых народных промыслах России. Сегодня в КВН «сражаются «три команды: Умельцы, Мастера, Искусники. Напоминаю: все должны играть дружно, правильно выполнять все задания! Ваши ответы будут оцениваться по 5-ти бальной системе и делать это будет наше экспертное жюри. Учитель представляет всем присутствующим членов жюри. Учитель: Тема нашей игры «Склонение имён прилагательных». Начинаем игру с домашнего задания «Как определить падеж имени прилагательного?» Дети отвечают. Ответы детей оценивает экспертное жюри.
Учитель: Задание второе – конкурс «Разминка». (каждому ученику выдаётся полоска с цифрами 1 2 3 4 5 ) Учитель: Сейчас я буду читать текст, вы его слушать. Если согласны с высказыванием, обведите номер этого высказывания кружочком, если нет, зачеркните данный номер. Итак, внимание! Первое: имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Второе: имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопрос «кто? что?». Третье: род имен прилагательных зависит от глагола. Четвертое: Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Пятое: по падежу существительного можно определить падеж прилагательного. Учитель (обращаясь к ученикам): прошу сдать ваши ответы.
У учеников собирают ответы, проверяют. На экран выводят слайд №1 с правильными ответами. Ответы учеников 1 2 3 4 5 Ответы совпадают с правильными ответами, выведенными на экране. Жюри оценивает ответы на высший бал «5». Учитель: Задание третье – конкурс «Кто вернее и точнее?» Каждая команда получает карточку с текстом. Командам выдаются карточки. На экран выводится слайд №2 с текстами для команд. Текст для команды Умельцы: «Русская изба строилась без единого гвоздя, без железной скобы или стального болта. Концы бревен соединялись так, чтобы держались друг за дружку.» Текс для команды Мастера: «В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянной резьбой.» Текст для команды Искусники: «Стоит на деревенской улице такая изба-красавица с кружевными наличниками, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.»
Учитель: Внимание! Задание! 1. Выпишите словосочетания имени прилагательного и имени существитель-ного. 2. Определите падеж имени прила-гательного. Разберите по составу выделяе-мое слово. Все ученики работают на карточках. Затем обсуждают ответ. Звучит звуковой сигнал. Капитаны зачитывают свои ответы. Жюри проверяют правильность выполненного задания. (Правильный текст выведен на экран.) Жюри выставляет оценки. Учитель: Представьте себе, что в такой русской бревенчатой избе много лет тому назад сидели и творили искусные мастера. Они прославляли землю русскую своим искусством. А что именно они делали, вы узнаете из следующего конкурса. Итак, конкурс четвертый на тему «Иллюстрация русской избы»! Называется конкурс «Угадай, что в сундучке!».
На каждый стол для каждой команды ставят по сундучку. Содержимое сундучка игрокам не показывают. Командам выдают карточки с текстом (выполняет каждый ученик). Учитель: Сейчас вы получили карточки. В карточках даны словосочетания. Вы должны вставить недостающие окончания имён прилагательных. По словосочетаниям, которые вам даны, вы должны догадаться о каком русском промысле идет речь. Обоснуйте правильность выбора. Команде Умельцы выдаётся карточка со словосочетаниями по мотивам Хохломской росписи. На экран выводится слайд №3 с изображе-нием содержимого карточки: у красив….. ковша с природн….. орнаментами с затейлив….. узором деревянн…. ложка золот….. краска красочн….. роспись спел….. ягода лесн….. травка
Команде Мастера выдаётся карточка со словосочетаниями по мотивам Дымковской игрушки. На экран выводится слайд №4 с изображе-нием содержимого карточки: у искусн….. мастера нарядн….. вида глинян….. игрушка весёл….. барышня красочн….. петух звонк….. свистулька с ярк….. узором праздничн….. наряд Команде Искусники выдаётся карточка со словосочетаниями по мотивам Палехской росписи. На экран выводится слайд №5 с изображе-нием содержимого карточки: лаков….. шкатулка маленьк….. копия чёрн….. краска на сказочн….. коне русск….. зима ярк….. живопись маленьк….. чудо деревенск….. сюжет с миниатюрн….. портретом
Ученики выполняют задание. Затем один представитель от каждой команды объяс-няет окончания имен прилагательных. Высказывает свою догадку о русском промысле. Учитель: Давайте проверим верны ли ваши догадки. Открывают каждый сундучок и достают предметы: - Хохломскую посуду из сундучка команды Умельцы (слайд №6.1) - Дымковскую игрушку из сундучка команды Мастера (слайд №6.2)
- Палехскую шкатулку из сундучка команды Искусники (слайд №6.3). Жюри оценивает, как команды с правились с заданием. Выставляет оценки. Конкурс пятый. Учитель: Пятый конкурс! Внимание! На уроках ИЗО и литературного чтения вы знакомились с различными народными промыслами. А это значит, ч то такие красивые вещи могут изготавливать не только искусные мастера, но и добрые, приветливые люди. На экран выводится слайд №7 с изображением пословиц для каждой команды. Для команды Умельцы: «Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго».
Для команды Мастера: «Красна птица перьем, а человек уменьем». Для команды Искусники: «Хорошая работа два века живет». Учитель: Сейчас вы видите на экране пословицы. (на экран выводят слайд №8). Пожалуйста, объясните смысл этих пословиц. Ученики высказывают свои объяснения. Жюри оценивает версии команд. Учитель: Вот мы и добрались до последнего, заключительного конкурса. Он называется «Сочиняем рассказ». Задание следующее: каждая команда должна написать рассказ о том народном промысле, предмет которого находился в ваших сундучках. Соответственно, команда Умельцы пишет рассказ о Хохломской посуде, команда Мастера пишет рассказ о Дымковской игрушке, а команда Искусники – о Палехской шкатулке. Озаглавьте свой рассказ. В работе вы можете использовать словосочетания из предыдущего конкурса. На выполнение задания у вас есть 10 минут. Приступайте.
Ученики приступают к выполнению задания, вспоминая всё, что они знают о создании посуды, игрушки. Вспоминают как создают эти произведения мастера, вспоминают чем радуют нас эти вещи. Затем учащиеся пишут рассказы, выбирают лучшего чтеца от каждой команды и зачитывают их. Жюри анализирует сочиненные рассказы и выставляет командам оценки. Подводятся итоги конкурса. Подсчитывается итоговое количество балов по каждой команде. Оглашаются итоги. Учитель: Итак, внимание! Итоги подведены! По результатам набранных балов команды заняли следующие места: - На 1 месте команда Искусники – заработали 27 балов - На 2 месте – команда Умельцы с общим результатом 26 балов - 3-е место заняла команда Мастера – у них 24 бала. Молодцы!!!