Урок в 5 классе по теме: «Пунктуация». Цели: сформировать понятие о пунктуации русского языка;выработать навыки правильной постановки знаков препинания.
Проверка домашнего задания Поет зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.
Изучение нового материала«Казнить нельзя помиловать»— Вспомните, при каких обстоятельствах появилась в мультфильме «Страна невыученных уроков» эта фраза?
Изучение нового материалаПравильно, она появляется тогда, когда все приключения главного героя подходят к концу и ему нужно преодолеть последнее препятствие, чтобы вернуться домой и исправить все ошибки, которые он допускал по неграмотности.
Изучение нового материала— А теперь давайте подумаем, что могло бы случиться, если бы он поставил запятую не там, где нужно... — Получилась бы фраза, которой мальчик подписал себе приговор: казнить, нельзя помиловать. Но, как вы все знаете, у этой истории получился благополучный финал. Мальчик поставил запятую в нужном месте, тем самым спас себя. Итак, правильный вариант — казнить нельзя, помиловать.
Изучение нового материала— Видите, какую важную роль может сыграть простая запятая в жизни человека, и как важно уметь и знать, куда ее нужно поставить, чтобы потом не было проблем.— А теперь представьте себе, что в древние времена, когда только появилась письменность, люди вообще обходились без знаков препинания, да и без пробелов вообще. — Как вы думаете, сложно было читать такие записи?
Изучение нового материала
Изучение нового материала— Сложно ли прочитать какой - либо текстбез знаков препинания и без пробелов? — Какой вывод можно сделать?
Изучение нового материалаЗнаки препинания очень важны для рус-ского языка, они играют очень важную роль.А раздел науки о языке, который как раз и диктует нам правила постановки знаков препинания и изучает систему знаков препинания, называется пунктуацией.
Закрепление изученного материала«Где поставить запятую?»Очень-очень странный вид:Речка за окном горитЧей-то дом хвостом виляетПесик из ружья стреляетМальчик чуть не слопал мышкуКот в очках читает книжкуСтарый дед влетел в окноВоробей схватил зерно,Да как крикнет, улетая:— Вот что значит запятая! Б. Заходер
Закрепление изученного материала«Где поставить запятую?»Очень-очень странный вид:Речка за окном горит,Чей-то дом хвостом виляет,Песик из ружья стреляет,Мальчик чуть не слопал мышку,Кот в очках читает книжку,Старый дед влетел в окно,Воробей схватил зерно,Да как крикнет, улетая:— Вот что значит запятая! Б. Заходер
Закрепление изученного материала Выполните упражнение №118. Прочитайте текст вслух, затем по себя и сжато перескажите, о чем этот текст.Выполните упражнение №119. О каких знаках препинания вы узнали?
Итог урокаЧто сегодня узнали нового, что повторили?Я узнал…Было интересно…Особенно понравилось…Оказалось неожиданным…Вызвало затруднение…Было сложно…
Домашнее задание. Параграф 25, упражнение № 120.
Спасибо за урок!